Скоростной электропоезд «Шкода» 27 мая вышел на постоянный маршрут. А в минувшую среду начальник Южной железной дороги Виктор Остапчук пригласил журналистов прокатиться по участку скоростного движения Полтава—Красноград—Лозовая.

Харьковчане выехали в скоростную поездку до Полтавы


В 7.07 утра «Шкода» отправилась с Южного вокзала в Харькове и через 1 час 25 минут прибыла в Полтаву. Пока поезд мчится без остановок от одного областного центра до другого, корреспондент «Вечернего Харькова» расспрашивает стюардов (так в скоростных поездах называются проводники) о тонкостях обслуживания пассажиров.

– Здесь работают шесть стюардов, в обязанности которых входит проверять у пассажиров билеты, разъяснять, как пользоваться туалетами, дверями, – рассказывает старший стюард (т.е. начальник поезда) Сергей Талояров. – Мы проходили трехнедельное обучение у специалистов, которые стажировались в Чехии. Отбор стюардов проводился по психологическим качествам, по возрасту. Обязательным условием было высшее образование. Учили нас и иностранным языкам. Английский я знаю хорошо, а на немецком, французском, польском смогу понять пассажира, чтобы помочь ему. Когда мы поедем в регулярные поездки, нам выдадут разговорники. Поезд этот, я считаю, очень комфортный. В Литве такие исправно служат уже десять лет. Главная особенность, непривычная пока для наших пассажиров, – двухэтажные вагоны.



В «Шкоде» много кнопок и мало места для вещей


Новенький электропоезд впечатляет не только своим необычным внешним видом, но и «начинкой».

В составе «Шкоды» – шесть двухэтажных вагонов, которые могут одновременно принять 636 пассажиров. Мест первого класса – 46, и расположены они на втором этаже двух головных вагонов (первого и последнего). В салонах первого класса на креслах выдвигаются сиденья, что позволяет пассажиру выбрать удобную позу. Столы – большие, и их края при необходимости можно поднять. В салонах второго класса, которые находятся на первых этажах всех шести вагонов, а также на вторых этажах четырех промежуточных вагонов, столики маленькие, кресла неподвижные, но также мягкие. Во всех вагонах пассажир может подзарядить мобильный телефон или ноутбук, штепсельные розетки расположены на внутренней стенке вагона под столиком.

Полки для багажа расположены над пассажирскими креслами. И здесь обнаружились очевидные неудобства. Поскольку поезд двухэтажный, конструкторам было необходимо вписать в габарит два вагонных салона да еще расположить на крыше токоприемники, соприкасающиеся с контактной сетью на стандартной высоте. Поэтому пассажирам ростом 180 см и выше придется пригибаться, чтобы не задеть багажную полку. Кроме того, большая сумка на полку не поместится. Крючки для верхней одежды прикреплены к багажным полкам над сиденьями, расположенными у окна. Так что зимой пассажиры на этих сиденьях вынуждены будут делить «жизненное пространство» сразу с двумя куртками или шубами – своей и соседа.

В этом поезде очень много кнопок. На светящуюся зеленую кнопку нужно нажать, чтобы открыть или закрыть на остановке автоматические входные прислонно-раздвижные двери (при движении поезда двери блокируются). Такая же кнопка открывает и закрывает двери в тамбур и двери межвагонных переходов. Дергать двери за ручку бесполезно – они «не поймут». С помощью кнопок закрываются и открываются двери туалетов, кнопки «отвечают» за смыв в унитазе, подачу воды в умывальнике и воздуха в сушилке для рук.

С воскресенья украинские поезда пойдут по-новому: расписание и цены


Для инвалидов-колясочников в первом тамбуре головного вагона оборудован подъемник, рядом туалет, где есть специальные поручни и кнопка SOS для вызова проводника. В начале салона предусмотрены места для инвалидов. В этом же отсеке пассажиры могут перевозить велосипеды, зафиксировав их на специальных крючках.

В поезде есть бар. Чешские производители оборудовали его по просьбе ЮЖД: в поездах, курсирующих в Европе, пункт продажи продуктов питания и напитков отсутствует. За чаем и кофе пассажирам придется обращаться исключительно в бар – в обязанности стюардов приготовление и продажа напитков не входит.

В кабине машиниста, в отличие от европейского варианта, два рабочих места: для рулевого и его помощника, как принято в Украине и странах СНГ. В Европе такими экспрессами управляет один человек.

Маршрутами «Хюндая»: харьковчане проехались на «Шкоде» (фотофакты)


После остановки в Полтаве «Шкода» плавно мчит в сторону Краснограда со скоростью 160 км/ч, но в вагоне при этом не чувствуется абсолютно никакого дискомфорта. Только картинка за окном меняется быстрее обычного. На всем пути следования к чудо-поезду приковано пристальное внимание окружающих. Пассажиры на станциях, селяне на своих огородах и путевые рабочие с любопытством глазеют на проносящуюся мимо двуэхэтажную «Шкоду» и фотографируют её на мобильные телефоны.


Очередную остановку поезд делает на станции Селещина, где введена в эксплуатацию современная микропроцессорная система управления стрелками и светофорами. Чтобы задать маршрут для поезда, дежурный по станции манипулирует не кнопками и тумблерами на пульте, а компьютерной мышкой и видит заданный маршрут на электронном табло.

Поезд следует дальше и вскоре прибывает на остановочный пункт «32-й километр». Здесь журналистам показывают ноу-хау «южан» – специальный павильон для пассажиров, в котором те смогут укрыться, когда мимо будет на полной скорости проходить «Хюндай» (именно эти поезда будут курсировать здесь по маршруту Киев—Донецк). При помощи современных компьютерных технологий и системы спутниковой навигации GPS информационное табло и громкоговорители заблаговременно оповестят людей о приближении скоростного поезда.

Скоростной участок ЮЖД стал полигоном: фото-факт


На станции в Сахновщине реконструированы все пути, построены платформы, заканчивается обновление вокзала.

– Участок от Полтавы до Лозовой стал полигоном новых идей и технологий. Здесь внедрена первая в Украине система микропроцессорной централизации, десятки других технологических новинок, в том числе разработки «Хартрона» и «Хартепа», – говорит Виктор Остапчук. – Электрификация и модернизация магистрали дали новую жизнь этим районам, которые всегда были дотационными. К примеру, наши новые стационарные тяговые подстанции могут и готовы снабжать электроэнергией местные коммунальные учреждения, предприятия малого и среднего бизнеса, прежде страдавшие от недостатка энергогенерирующих мощностей.

Пригородное движение останется в том же объеме, но все дизель-поезда, которые тормозили бы движение скоростных составов, будут заменены электричками.