Харьковский государственный академический театр кукол им. В.А. Афанасьева все еще закрыт на ремонт. Но администрация театра очень надеется, что заведение откроется к 1 июня – Дню защиты детей.

Встречи с ребятней в обновленном помещении с нетерпением ждут не только актеры. Без общения со зрителями заскучали даже куклы в музее театра.

Идея о создании музея театральных кукол возникла в театре ровно 60 лет назад, но воплотить ее в жизнь удалось двумя годами позже – в 1954 году. Музей начинался с небольшой выставки театральных персонажей, рассказывает заведующий литературно-драматургической частью театра Александр Стогний. Самые первые куклы попадали в музей после того, как спектакль завершал свою жизнь на сцене. Сейчас в фондах музея – более 11 тысяч экспонатов: афиши, макеты, сувениры, театральные программы, фотографии и, конечно же, куклы – их в музее 500.

Музейный экспонат чуть не ушел на дрова


Самый старший экспонат музея кукол – музыкальный ящик: ему уже больше века. Большой музыкальный шкаф представлял собой целый театр: в нем двигались танцующие куклы – к сожалению, они не сохранились. Столетний музыкальный шкаф оказался с богатым прошлым.

– После Великой Отечественной войны его чуть не продали на Благовещенском рынке на дрова, – приоткрывает «биографию» музыкального ящика Александр Стогний. – Его увидел на рынке и купил за свои деньги тогдашний главный художник театра кукол Алексей Щеглов. Отремонтировал механизм. Музыкальный ящик играет по сей день.
Среди экспонатов есть четыре раритетные куклы первых советских кукольников Симонович-Ефимовых.

– Таких кукол сохранилось не более десятка, четыре из них хранятся у нас в музее, им уже под сто лет, – говорит Александр Стогний.

Одна из них – кукла Нюра: постреволюционное произведение кукольного искусства 1925 года. Нюра одета без изысков: стрижка, алый галстук на шее, белая рубаха навыпуск, бесформенная длинная юбка. Впрочем, кокетство идейной девушке совсем ни к чему: ее твердый взгляд устремлен исключительно в светлое будущее, как и положено символу той эпохи. Кукла Нюра играла в театре, причем ей поручали только очень ответственные роли.

– У Нюры не было отдельного спектакля. Она была изготовлена в честь создания пионерии и участвовала в выездных мероприятиях, выступая в сценках-агитках, – рассказывает завлит театра кукол.

В музее хранятся и куклы из-за рубежа – подарки знаменитых кукловодов и режиссеров мира.

– Очень интересная кукла – мальчик Цэндэрикэ, подарок знаменитого румынского театра «Цэндэрикэ», – представляет еще одного музейного человечка Александр Стогний. – В переводе «Цэндэрикэ» означает «деревяшечка», и этот персонаж чаще всего путают с Буратино. А вот и мальчик Пуукти. Он – японец и в свое время объездил весь мир, собирая подписи детей за уничтожение ядерного оружия. Этому мальчугану удалось собрать больше подписей, чем профессиональным агитаторам.

Куклы бывают поразительно похожи на человека


Конструкция кукол чаще всего традиционна и не меняется на протяжении веков. Тем не менее они постоянно совершенствуются, усложняются их технические возможности. В музее есть куклы-флегматики с неподвижными лицами, а есть эмоциональные. Впрочем, эмоциональность кукол – не их заслуга, а полет инженерной мысли их творцов.

– В трости, на которую надевается кукла, есть маленький поворотный механизм, который позволяет кукле поворачивать голову, – делится секретами производства Александр Стогний. – К этой машинке можно приделать массу механизмов, которые позволяют человечкам моргать, открывать рот, приподнимать брови. В 60–70-е годы было особенно популярно делать кукол человекоподобными и оснащать их массой дополнительных трюковых механизмов. В музее есть, например, Черт Люциус, одну из сцен с которым ведут пятеро актеров. На глазах у зрителей он достает пачку сигарет, второй рукой открывает ее, вынимает сигарету и вставляет в рот. Мало того – чиркает спичкой, закуривает и выпускает дым. Очень сложно не поверить, что он живой, и это потрясает зрителей.

Москвичи дарят харьковчанам своих кукол


Одну из сложнейших техник изготовления кукол придумала московский автор Евгения Беклешова, ее кукла тоже находится в харьковском музее.

– Она создала технологию мимирующих кукол, повторяющих анатомию человеческого лица, которая «перекрещивается» с анатомией животного, – объясняет идею Александр Стогний. – Внутри куклы пистоны, которые позволяют таращить глаза, кривить рот, поднимать брови, хмуриться, поджимать губы. Это одна из сложнейших кукол и для вождения, и для изготовления. Каждый кусочек ткани проверяется на растяжение, чтобы он мог впоследствии повторить фактуру мышц и передать любую мимику.

Поддерживать «вечную молодость» кукол непросто


Один из главных врагов кукол – солнце. Они выгорают и разрушаются.
– Серьезную угрозу представляют вспышки фотоаппаратов, – говорит завлит театра. – К сожалению, зрители не понимают: мы запрещаем фотографировать в музее не из вредности, а потому, что любая, даже самая маленькая вспышка дает мощный импульс света. И если это происходит массово и ежедневно – это наносит экспонатам серьезный ущерб. Именно поэтому в большинстве музеев мира фотографировать запрещено.

Обитатели музея проходят химобработку


Моль на одежду и кукол не покушается, зато такая «еда» отвечает гастрономическим пристрастиям шашеля: эти зловредные насекомые любят полакомиться папье-маше, из которого делают большинство кукол. Поэтому обитатели музея проходят химическую обработку, чтобы вредители потеряли к ним всякий интерес.

Но, к сожалению, в музее все-таки есть потери. Одной из изюмин экспозиции была кукла, презентованная харьковскому музею Центральным академическим театром кукол им. С.В. Образцова. Это была Баронесса – роскошная фрейлина в кружевных одеждах.

– Это был личный подарок Сергея Образцова, кукла была сделана по очень интересной технологии – из прессованной пористой резины. Но сложность хранения таких кукол в том, что резина приходит в негодность и не подлежит реставрации. Мы обращались в реставрационные мастерские, но спасти Баронессу не удалось: она рассыпалась буквально на глазах в пыль и мелкие кусочки, – сетует Александр Стогний.
Несколько лет назад в музее появился еще один представитель театра Образцова – Стражник. И если Баронесса была сувенирной куклой, то Стражник в прошлом «играл» в театре.

Харьковский музей – старейший в Украине
Во всем мире специализированных музеев театральных кукол не больше двух десятков. Харьковский музей театральных кукол – старейший в Украине, причем по богатству экспозиции на всей территории СНГ он уступает только Музею театральных кукол при театре кукол им. Сергея Образцова в Москве.