Благодаря читателям «Вечерний Харьков» разыскал фотографии, которые помогли восстановить облик нашего города до строительства метро. Наиболее интересные снимки  публикуем.

На «Южном вокзале» боролись с водой


Кардинальным решением транспортной проблемы Харькова стало открытие 23 августа 1975 года первой очереди Харьковского метрополитена.

Это уникальная станция. При ее строительстве для борьбы с водой фактически пришлось создать фабрику по производству холода. В итоге, замкнутая несущая стена толщиной шесть метров из замороженного грунта оградила котлован вестибюля станции во время строительства.

Кстати, с этой станцией связан и курьезный случай. Она оказалась единственной станцией первой очереди метрополитена, которая могла принять только четырехвагонные составы, а не пяти, как все остальные. Поэтому на ней пришлось удлинять боковые тоннели станционного зала после введения в строй самой станции.

На Бурсацкий спуск ведут ступени с подогревом



Станции «Исторический музей» уже 28 лет. Причем, подземный переход с эскалаторным тоннелем и торцевым переходом были открыты раньше самой станции, чтобы разгрузить эскалаторы станции «Советская», которые в часы «пик» не справлялись с пассажиропотоком.

На сегодняшний день все выходы со ст. «Исторический музей» (в том числе на Бурсацкий спуск) отремонтированы с использованием современных материалов, в новом дизайне и с подогревом ступеней. 9 мая открылся и реконструированный выход в сторону Бурсацкого спуска, над которым заложили фундамент под памятник атаману Ивану Сирко – его планируется установить в 2013 году.

«Советская» стала первым подземным общественным сооружением Харькова



Изначально станцию предполагалось построить в районе ресторана «Центральный», но из-за неблагоприятных гидрогеологических условий она была перенесена в верхнюю часть площади Конституции. Это сразу подкорректировало городской пейзаж. Если ранее роль центральной площади выполняла площадь Розы Люксембург, где сходились основные маршруты общественного транспорта и располагались магазины и учреждения, то после открытия первой очереди метрополитена главенствующая роль закрепилась за площадью Советской Украины (ныне – Конституции).

Как строилось метро в Харькове-1


Примечательно, что подземный переход на «Советской» был построен еще в середине 60-х, за десять лет до открытия станции. Он стал первым подземным общественным сооружением Харькова.