1 июня – День защиты детей. На всех нас в детстве нагоняли страху Костяная Нога, Кощей и Кикимора. В чем роль таких персонажей для воспитания, рассказала мастер перевоплощения – актриса Харьковского театра для детей и юношества Мария Бессчетникова.

Сценический стаж актрисы Марии Бессчетниковой в театре – 11 лет.

– Детский зритель – это высшая проверка, – уверена актриса. – Взрослый зритель, если спектакль не нравится, не уйдет посреди спектакля: мешают такт, привитые правила. Особенно сложно подняться первым и пройти на глазах у всех через зал. А ребенок далек от условностей, и если ему не нравится действо – встанет и уйдет. Или будет маяться, разговаривать, мешать актерам на сцене.

В репертуаре Марии Бессчетниковой немало отрицательных персонажей. Например, роль Ягули – такой себе современной Бабки Ежки в молодости. Мария Бессчетникова играет Ягулю в капустных выездных интермедиях на площадях и в летних лагерях для ребятишек. Ягуля – современная 15-летняя девчонка. У нее нет ничего от классической Костяной Ноги, кроме умения колдовать и желания навредить ближним.

– Хочется, чтобы девочки посмотрели на себя со стороны, – говорит Мария Бессчетникова. – У меня очень жирные стрелки, фиолетовые тени, пирсинг. Чтобы стать ведьмой – метла не нужна: достаточно сотворить такую «красоту» и надеть в довершение образа супер-мини-юбку.

Маленькие ребятишки отзывчивы: они умеют горячо сопереживать и не скрывают, если им кто-то не нравится. Они кричат Ягуле: «Зачем ты делаешь гадости? Нельзя!», топают ногами и гонят Ягулю прочь. 9-11-летние ведут себя посмелее и во время спектакля даже бросаются в «плохих» героев всем, что попадается им под руку. Еще активнее они реагируют на совсем уж явную злодейку  – Снежную королеву. Этот бездушный ледяной персонаж ошеломляет детей с первых секунд.

– Она красива, но от нее исходит явная угроза, и дети чувствуют ее в голосе, в манере поведения. Когда Снежная королева появляется на сцене – публика заметно притихает. Но потом принимает активное участие и очень сопереживает. Когда Кай подходит, чтобы поцеловать Снежную королеву, дети кричат Каю: «Не целуй ее! Отойди от нее – она плохая!».

Мария совсем не обижается, когда дети прогоняют ее со сцены.

– Я даже рада, – делится актриса. – Я бы расстроилась, если бы дети соглашались с тем, что лишить человека души – это нормально.  

Мария считает, что злодеи и отрицательные персонажи нужны детям.

– Противопоставление зла добру детям нужно показывать наглядно. В образе Снежной королевы мне хотелось воплотить образ женщины, которую сейчас можно часто встретить. Многие женщины потеряли ориентир в расстановке ценностей. Для них важны прежде всего материальные блага, власть и подчинение мужчин. Они привыкли только получать, не отдавая ничего взамен, а это противоречит женской природе. Я хотела показать, что будет, если рядом окажется такая холодная женщина, которая повелевает, приказывает, подчиняет и требует.

Мария не сомневается, что кто-то из детей узнает в Снежной королеве и свою маму.

– Я даже не раз видела это, – делится Мария. – Как-то дети зашли со мной сфотографироваться. С одним из мальчиков была его мама: с нарощенными ногтями, ресницами и волосами. На лице – ни одной клеточки без макияжа. Она разговаривала с ребенком только повелительно: «Так, я сказала: быстро подходишь, фотографируешься и мы уходим! Ты понял? И слышать больше ничего не хочу. Ты мне надоел». Мне очень хотелось бы, чтобы мамы были не Снежными королевами, а Аленушками: чистыми, улыбающимися, с мелодичным голосом, все прощающими, не ругающимися, а самое главное – всегда готовыми не получить, а отдать частичку себя.