«Охранник не пустил меня в торговый зал супермаркета с сумкой. Но я категорически не желаю оставлять ее в так называемой камере хранения, поскольку сохранность моих вещей там никто не гарантирует. Скажите, правомерны ли действия стража?» – позвонила в редакцию «ВХ» читательница Елена Порохова.

Как объяснил председатель Харьковского областного общества защиты прав потребителей Святослав Маслак, ни в Законе «О защите прав потребителей», ни в постановлении Кабмина «О порядке занятия торговой деятельностью и правилах торгового обслуживания населения» нет ни слова об обязательной сдаче личных вещей в камеры хранения супермаркетов при входе в торговый зал.

– В статье 937 Гражданского кодекса Украины четко сказано, что «принятие вещи на хранение может подтверждаться выдачей владельцу поклажи номерного жетона, другого знака, который подтверждает принятие вещи на хранение, если это установлено законом, другими актами гражданского законодательства или является обычным для этого вида хранения», – цитирует Святослав Маслак. – Кроме того, в статье 939 говорится: «Хранитель не имеет права требовать передачи вещи на хранение». Более того, статья 942 гласит: «Хранитель обязан принимать все меры для обеспечения сохранности вещи. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан проявлять заботу о вещи, как о своей собственной».

К тому же, согласно ГК Украины, хранитель несет ответственность в случае утери или порчи вашей вещи и должен возместить убытки: при утере вещи – в размере ее стоимости, а при повреждении – в размере суммы, на которую снизилась ее стоимость.

– Так что если вы не уверены в сохранности своих вещей, то имеете полное право отказаться от сдачи вашей поклажи в камеру хранения, – подводит итог специалист. – При этом вас не могут не пустить в супермаркет. Максимум, на что имеет право охранник, – попросить вас выложить из сумки продукты, если таковые имеются.

При этом Святослав Маслак напоминает, что охранник не имеет права обыскивать покупателей и рыться в чужих сумках или пакетах, обращаться к людям в неуважительной форме, оскорблять, угрожать арестом, задержанием или иным наказанием, препятствовать покупателям входить в открытый торговый зал или выходить из него, принуждать покупателей покинуть открытый торговый зал, а также запрещать фотосъемку в торговом зале, отбирать фотоаппараты и требовать удаления фотографий.

– Охранник может вежливо попросить покупателей показать содержимое сумок или карманов, осматривать и проверять их исключительно с их согласия либо в присутствии представителя правоохранительных органов, – уточняет специалист. – Также он может вежливо попросить покупателей оставить вещи в камере хранения, но ни в коем случае не настаивать на этом.