Кабинет министров Украины предлагает парламенту запретить рекламу лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Соответствующая инициатива изложена в законопроекте №10563 "О внесении изменений в некоторые законы Украины о запрете рекламы лекарственных средств", зарегистрированном в Верховной Раде 5 июня.

Согласно документу, размещение рекламы лекарственных средств допускается лишь в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей. Кроме того, реклама может распространяться на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике. В других случаях реклама лекарств запрещена.

Законопроектом предусматривается, что контроль над соблюдением законодательства о рекламе лекарств возлагается на Государственную службу Украины по лекарственным средствам (Гослекслужбу).

Кабинет министров также разработал еще три законопроекта, направленных на регулирование фармацевтического рынка. В частности, предлагается ввести лицензирование деятельности по импорту в страну лекарственных препаратов и активных фармацевтических ингредиентов (АФИ).

Соответствующая инициатива изложена в законопроекте №10562 "О внесении изменений в некоторые законы Украины (о лицензировании импорта лекарственных средств и определения термина "АФИ")", зарегистрированном в парламенте 5 июня.

Документом предусмотрено, что лицензирование импорта лекарств вводится с 1 марта 2013 года, АФИ – с 1 января 2015 года.

Кроме того, Кабмин предлагает существенно усилить ответственность за фальсификацию лекарств и контрабанду фальсификата, наркотиков.

Соответствующая инициатива изложена в законопроекте №10561 "О внесении изменений в некоторые законы Украины об усилении ответственности за фальсификацию или оборот фальсифицированных лекарственных средств", зарегистрированном в парламенте 5 июня.

Документом предлагается увеличить срок тюремного заключения за контрабанду наркотиков, или фальсифицированных лекарств с 3-8 лет до 8-10 лет с конфискацией имущества, при повторном, или групповом преступлении – с 5-10 лет до 10-12 лет с конфискацией имущества. При осуществлении контрабанды в особо крупны размерах наказание увеличивается с 8-12 лет заключения до 12-15 лет с конфискацией имущества.

Правительство предлагает наказывать граждан за изготовление и участие в обороте фальсифицированных лекарств лишением свободы на срок 5-8 лет, при усугубляющих обстоятельствах – на 8-10 лет. Ранее максимальным наказанием за такое преступление было лишение свободы на 3 года, при усугубляющих обстоятельствах – на 5 лет.

По инициативе правительства, изготовление и участие в обороте фальсифицированных лекарств, которое привело к смерти пациента, должно наказываться тюремным заключением от 10 до 15 лет или пожизненным заключением. Ранее максимальным наказанием за такое преступление было заключение на 10 лет.

Согласно законопроекту, лицо, добровольно сдавшее фальсифицированные лекарство и указавшее источник его происхождения, освобождается от криминальной ответственности.

Кроме того, документ вводит криминальную ответственность за нарушение порядка доклинического изучения, клинических испытаний и государственной регистрации лекарственных средств. При таком нарушении, виновный может быть лишен свободы на 5-8 лет и лишен права занимать определенные посты на срок до трех лет.

Помимо этого, Кабинет министров предлагает ввести ряд ограничений для сотрудников лечебно-профилактических учреждений и аптек.

Соответствующая инициатива изложена в законопроекте №10560 "О внесении изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении об установлении ограничений во время осуществления профессиональной деятельности руководителями и работниками лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений профессиональной деятельности", зарегистрированном в парламенте 5 июня.

Документом запрещается сотрудникам лечебно-профилактических учреждений и аптек получать от продавцов и производителей лекарств любое вознаграждение, образцы продукции (исключение: проведение клинических исследований медпрепаратов), рекламировать лекарства.

Кроме того, медработникам запрещается при назначении лечения указывать названия лекарств конкретного производителя без приведения их международного непатентованного названия. В свою очередь, фармацевтам запрещается скрывать наличие более дешевых медпрепаратов с аналогичным непатентированным названием.

Как сообщалось, по решению Гослекслужбы вывески аптек с 1 июля 2012 года не должны содержать информацию, носящую рекламный характер.