Гость «Прямой телефонной линии» директор Департамента образования Харьковского городского совета Ольга Деменко.

Во время Евро пришкольные лагеря пользуются особым спросом


– Добрый день, Ольга Ивановна. Вам звонит Алла Михайловна. Меня интересует, как прошел этот учебный год. Довольны ли вы успехами харьковских школьников?

– Многие взрослые пессимисты говорят, что, мол, нынешняя молодежь уж не та, и пытаются искать в ней недостатки. Но уверяю вас: наши дети замечательные. Они живут в довольно сложные времена, и им непросто сохранять усердие, трудолюбие, быть нравственными: слишком много вокруг соблазнов и грязи. Нам есть чем похвалиться, и харьковчане могут гордиться нашими школьниками. На уровне сверстников в Украине наши ребята показывают очень высокие результаты. В этом году, как и в прошлом, харьковские школьники успешно выступили на всех всеукраинских испытаниях: на турнирах, в Малой академии наук Украины, на олимпиадах. Привезли награды они и с международных олимпиад. По этим показателям и определяются лидеры в интеллектуальной сфере образования в средней школе. Поэтому я считаю, что учебный год прошел успешно. В этом году, как и в прошлом, больше 5% выпускников имеют золотые и серебряные медали. Завершается внешнее независимое оценивание, и оно тоже прошло без проблем.

– Здравствуйте, Ольга Ивановна. Меня зовут Нина Николаевна. В городе начинается Евро. Где и как школьники проходили практику?

– Обычно практика в школах начинается после окончания учебных занятий. В этом году, чтобы обезопасить детей в период большого наплыва гостей, было решено провести практику в рамках учебных занятий. Сейчас учебная практика уже почти завершена, и дети находятся на каникулах.

– А звонят ли вам родители с просьбой посоветовать, куда лучше определить ребенка во время Евро, чтобы он не болтался по городу?

– К сожалению, загородных лагерей остались единицы. Раньше дети могли за лето отдыхать в лагерях по две-три смены, а сейчас большинство лагерей – ведомственные. Мы можем предложить родителям устроить ребенка в пришкольный лагерь. К слову, в этом году детей в пришкольных лагерях значительно больше, чем в прошлые годы. Раньше родители рассчитывали, что ребенок дома посмотрит телевизор, поест, погуляет под присмотром соседки, пообщается с друзьями, а там и мама с работы придет. Но в этом году в связи с Евро родители понимают, что в городе много людей, много праздничной суматохи, а значит, есть соблазны и опасности. Поэтому многие родители на каникулах приводят детей в школы: пока они на работе – ребенок под присмотром, ходит на экскурсии, достаточно полноценно питается. Пришкольные лагеря работают с 9 до 17, здесь дети завтракают и обедают: дети-льготники питаются бесплатно, остальным это обходится в 10 грн. в день.

Пусть ребенок еще побудет маленьким


– Здравствуйте, Ольга Ивановна. Меня зовут Ирина. Моему сыну пять лет, шесть лет ему исполнится в конце года. Но он уже хорошо читает и считает, знает английский язык, и мне кажется, что он уже готов к школе. Как вы думаете, может, стоит в этом году отдать его в первый класс?
– Сейчас дети очень развиты, но, к сожалению, мы не сможем в этом году принять вашего ребенка в первый класс. В Законе «Об образовании» четко сказано, что дети идут в школу с шести лет, но шесть лет должно исполниться к 1 сентября. Дело в том, что готовность ребенка к школе определяется не только интеллектуальными, но и физиологическими, и личностными особенностями. Пятилетний ребенок физиологически еще не готов к школе. В этом возрасте происходит серьезная перестройка организма. Кроме того, такому малышу очень сложно усидеть 3–4 урока в статическом положении: ему нужно играть и двигаться. А еще ему крайне необходим дневной сон, и уверяю вас, шестилетнему ребенку тоже не мешало бы поспать днем час-полтора.

Поэтому не лишайте своего ребенка детства: пусть он еще побудет маленьким. Самое главное – чтобы он был здоров. А когда он пойдет в школу и вы заметите, что ваш ребенок действительно опережает своих сверстников, – можно обратиться к руководству школы и с разрешения районо сдать предметы экстерном. Например, в первом классе ваш ребенок может перейти во второй уже в зимнем семестре.

– Добрый день, Ольга Ивановна. Дочке пять лет, в садик я ее не водила. Может быть, стоит еще оформить ее в сад?

– Очень рекомендую оформить ребенка. Сейчас в детских садах идет целенаправленный набор детей пятилетнего возраста. В Харькове почти 100% детей охвачены разными формами дошкольного образования: они ходят в детский сад, или подготовительную группу в школе, или группу кратковременного пребывания. И это очень важно. Многие дети, которые не посещают детский сад, с которыми занимаются мамы, няни, интеллектуально очень развиты, но личностно не готовы к школе: они теряются в детском коллективе, не находят общего языка с детьми, и ребенку, который не посещал организованный коллектив хотя бы раз в неделю, сложно будет адаптироваться.

Ребятишки с первого класса будут полиглотами


– Добрый день, Ольга Ивановна. Вам звонит мама первоклассницы. Правда ли, что в первом классе собираются вводить английский язык?

– Наконец-то у нас будет государственный стандарт начальной школы. Мы еще 10 лет назад перешли к обучению шестилетних детей, а стандарты остались прежними. Новый государственный стандарт учитывает, что дети стали продвинутее. Еще 10 лет назад мы не могли предположить, что в первом классе ребенок будет владеть компьютером лучше, чем его учитель. Уже не редкость, когда дети идут в первый класс и знают немало слов на английском, французском, немецком. Теперь государственный стандарт даст возможность малышам получать знания на том уровне, с которым они приходят в школу. Новым государственным стандартом предусмотрено изучение с первого класса иностранного языка, со второго класса – информатики. Сейчас же информатика изучается с пятого класса. Детям это смешно: они умеют работать с компьютером уже в 5–6 лет. Задача предмета – не только обучить работе на компьютере, но и научить родителей и ребенка здоровьесберегающим технологиям.

– А не увеличится ли от этого нагрузка на первоклашек?

– Общее количество часов в первом классе не увеличится. Английский будут изучать по одному часу в неделю, но при этом труд и рисование объединят в один предмет – художественное творчество, чтобы ребенок умел выполнить и рисунок, и вышивку, и аппликацию, и чеканку.

В гимназиях и лицеях будущих первоклашек тестируют


– Добрый день, Ольга Ивановна. В этом году мы идем в первый класс, за лето хочу подготовить ребенка к школе.

– А вы уже определились со школой? При каждой школе есть группы по подготовке к первому классу. Это важно не только с точки зрения подготовки к школе, но и потому, что занятия в этих группах ведут учителя, которые будут работать в первом классе. У вас есть возможность адаптировать ребенка к конкретному учителю и самому с ним познакомиться: а вдруг вы не найдете общего языка? Поэтому вы можете обратиться в администрацию школы, объяснить, что вы идете в первый класс, и узнать, когда можно посещать группу по подготовке. Но если ваш ребенок ходил в детский сад – можете не переживать за его готовность к школе. Дайте возможность ребенку отдохнуть и не перегружайте его интеллектуально.

– Здравствуйте, Ольга Ивановна. Меня зовут Андрей Игоревич. Скажите, пожалуйста, должны ли тестировать в школах детей, которые оформляются в первый класс?

– Детей тестируют только при поступлении в школы специализированного типа – в гимназии и лицеи.

Учителя нужно выбирать, как вторую половинку


– А как попасть к хорошему учителю?

– Во все времена были востребованные школы и учителя. Часто молодые родители, выбирая школу, обращают внимание на «громкость» вывески на гимназии. На самом деле вывеска нередко не имеет никакого значения. Есть скромнейшие, ничем не выдающиеся школы, где работают учителя, которых родители просто боготворят. Бывает, чтобы попасть к конкретному учителю, родители ждут, когда он будет набирать детей в первый класс, и даже еще на год оставляют шестилеток в детском саду. Выбирая для ребенка первого учителя, стоит поинтересоваться – старый он или молодой, веселый или грустный, оптимист или пессимист. Очень важно, чтобы учитель совпадал по темпераменту и с ребенком, и с родителями, чтобы у них было полное взаимопонимание.

– Может, посоветуете, какие учителя, на ваш взгляд, лучше – молодые или пожилые?

– Возраст учителя роли не играет, к тому же у каждого возраста есть свои достоинства. Кому-то из родителей импонирует стабильный результат, ровные отношения, а кому-то – живость ума, креативность, прогресс, подвижность. Одни родители хотят ребенку взрослого учителя, который заменил бы маму и бабушку, а другим родителям нужен молодой педагог, который находился бы с детьми практически на равных: играл с ними, прыгал и танцевал. Но главное – чтобы родитель не ошибся и ребенку было комфортно. К слову, среди наших учителей есть настоящие звезды: почти 250 харьковских педагогов создают свои авторские программы.

Личное дело­­
Ольга Ивановна Деменко родилась 29 августа 1962 г. в с. Чистоводивка Изюмского района Харьковской области. В 1984 г. окончила ХГПИ им. Сковороды. После вуза работала учителем биологии в Мурафской средней школе Краснокутского района. С 1986 г. – воспитатель группы продленного дня, учитель биологии харьковской школы № 99. С 1990 г. – заместитель директора, директор харьковской школы № 51. 2003–2006 гг. – начальник управления образования Московского районного совета в г. Харькове. С 2006 по 2010 гг. – начальник управления образования Харьковского горсовета. С 2006 г. – депутат Харьковского горсовета. С мая 2010 г. – директор Департамента образования Харьковского горсовета.
Замужем, сыну 25 лет.