Льготный проезд для студентов по железной дороге всегда был «святая святых». Во всяком случае, во времена Союза никаких вопросов по этому поводу не возникало. Но в последние годы руководство «Укрзалізниці» то и дело напоминает Министерству образования и науки Украины о том, что за льготные перевозки студентов последнее должно выплачивать железной дороге компенсацию. Бывали времена, когда отдельные железные дороги страны даже на некоторое время прекращали оформление студентам льготных билетов и возили их в поездах по полному тарифу.
В последний раз железнодорожное ведомство попыталось снова поднять бучу по поводу льготных перевозок студентов и детей месяц назад, получив официальное уведомление Министерства финансов о том, что Министерство по делам семьи, молодежи и спорта вообще не заявило в госбюджете на 2007 год расходы, связанные с предоставлением льгот на проезд железнодорожным транспортом. В заявлении, которое было помещено на официальном Интернет-сайте «Укрзалізниці», также отмечалось, что в последние годы это министерство, как и Министерство образования и науки Украины, закладывало средства на льготные перевозки в государственный бюджет в неполном объеме. Сообщалось также, что за семь месяцев текущего года железными дорогами Украины не получено компенсаций на 33,4 млн. грн. за услуги по перевозке студентов высших учебных заведений І-ІV уровней аккредитации и учащихся профессионально-технических учебных заведений независимо от форм собственности. В целом компенсировано лишь 12,6 млн. грн., в том числе перечислено исполнительными службами по долгам прошлых лет 0,6 млн. грн. А по состоянию на 1 августа 2006 года задолженность Министерства образования и науки Украины перед железнодорожниками за льготные перевозки с учетом долгов прошлых лет составила 48,5 млн. грн., кроме того, Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта задолжало железным дорогам страны 34 млн. грн. Что касается текущего года, то при потребности в компенсации за льготные перевозки студентов железнодорожным транспортом в сумме 96,7 млн. грн. в государственном бюджете 2006 года были учтены расходы на компенсацию за льготный проезд студентов вузов І-ІV уровней аккредитации и учащихся профессионально-технических учебных заведений в сумме 21,9 млн. грн. для железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Однако эта сумма компенсирует железным дорогам Украины в 2006 году менее трети стоимости предоставленных услуг. А от Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта компенсации на юных льготников даже не предусматривались.В связи с этим «Укрзалізниця» пригрозила было прекратить с октября перевозки студентов и детей на льготных условиях, но так и не успевший разгореться «пожар» тут же «погасил» министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский. Уже на следующий день после появления на сайте ведомства упомянутого заявления он отреагировал на ситуацию. По информации пресс-службы Минтранссвязи, министр заявил: «Министерство транспорта и связи Украины будет обеспечивать все социальные гарантии для граждан — в том числе для молодежи и школьников, но Министерство финансов и другие министерства должны внести предложения о необходимом количестве финансирования. Все программы, которые запланированы, будут выполняться. Вы сами видите, что железная дорога прилагает все усилия для улучшения качества перевозок и предоставления возможности молодежи своевременно и удобно добираться до своих мест учебы». Николай Рудьковский напомнил, что на данное время долг министерств перед хозяйствующим субъектом — «Укрзалізницею» — составляет 140 миллионов гривен, а железная дорога сегодня дотирует более 2,5 млрд. грн. за счет транспортных перевозок грузов на перевозки пассажиров, не сокращая при этом социальные программы. «Мы решим данный вопрос — и это никак не отразится на детях или студентах. Министерство транспорта и связи Украины разрабатывает и другие программы, которые дадут возможность решить вопросы перевозки молодежи и пассажиров вообще», — подчеркнул министр транспорта и связи.
Таким образом, никакого «форс-мажора» с льготными перевозками студентов на этот раз не возникло. С 28 августа, после положенных законом двухмесячных каникул, юноши и девушки, которые грызут «гранит науки» в вузах, техникумах и ПТУ, могут ездить в поездах «Укрзалізниці» по территории Украины за 50% тарифа и этим правом пользуются. Эта льгота действует как в дальнем и местном, так и в пригородном сообщении. Причем на Южной железной дороге студенты, которые каждый день добираются на учебу и обратно пригородными электричками, имеют возможность выбирать между покупкой разовых билетов за полцены и приобретением месячного студенческого билета на неограниченное число поездок в оба направления из расчета стоимости 13 поездок по зонному тарифу. Например, месячный билет от Харькова до Дергачей обойдется студенту всего в 18 грн. 08 коп., до Мерефы — в 23 грн. 31 коп., до Богодухова или Балаклеи — в 40 грн. 13 коп., до Краснограда — в 42 грн. 82 коп.
Кстати
Студентам-харьковчанам, которые на каникулах или в другое время отправятся в поездку в западные регионы Украины, обслуживаемые Львовской железной дорогой (Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Черновицкая, Тернопольская, Волынская области и большая часть Ровенской), в случае поездки там в пригородных поездах следует учесть, что на Львовской магистрали льготные пригородные билеты продаются не за 50% полного тарифа, а, как и детские, за 75%. И пригородные тарифы на Львовской железной дороге сегодня являются одними из самых высоких на Украине (самые низкие они на Южной). Например, полный билет от Львова до Подзамче (1-я зона) стоит 1 грн. 51 коп. (у нас на соответствующее расстояние — 1.00), от Львова до Стрыя или Моршина (8-я зона) — 3.46 (на Южной бы стоил 2.99), от Львова до Тернополя (15-я зона) — 5.56 (на Южной бы стоил 3.74). Причем, если на ЮЖД пассажир по пригородным тарифам может оформлять прямой пригородный билет с пересадкой на расстояние до 400 километров (например, от станции Полтава-Киевская до Киева двумя электричками с пересадкой в Гребенке обычный пассажир может доехать всего за 5 грн. 13 коп.), то на Львовской магистрали пригородный билет оформляется лишь на расстояние не более 150 километров, а если ваш маршрут длиннее, то билет необходимо приобретать уже по общему пассажирскому тарифу.