Театр имени Шевченко вступил в 85-й театральный сезон с премьерой. Спектакль «Маркиза де Сад» Юкио Мисимы, поставленный питерским режиссером, народным артистом РФ Владимиром Тыкке, — сложная психологическая пьеса-мистификация о благочестии, которое часто граничит с пороком.

Личность Альфонса де Сада интересует общественность вот уже третье столетие. Неудивительно, что феномен маркиза де Сада стал предметом исследования и японского драматурга Юкио Мисимы. Его пьеса-мистификация «Маркиза де Сад» не сходит с афиш мирового театра уже много лет. Причина успеха — в неоднозначности, мифичности, дискуссионности произведения. Автор не определил жанр сочинения, поэтому «шевченковцы» сделали это на свое усмотрение, окрестив «Маркизу де Сад» комедией. Насколько удачным был такой ход, каждый сможет решить для себя самостоятельно, посмотрев постановку Владимира Тыкке и сценографа Татьяны Медвидь.
События пьесы происходят в одном из аристократических парижских особняков в конце ХVIII столетия, но «шевченковцы» абстрагировались от авторской конкретики. Герои «Маркизы де Сад» Мисимы — только женщины. Мужчины-кавалеры, которые участвуют в большинстве мизансцен, — собственная находка режиссера.
Несмотря на то, что в Японии «Маркиза де Сад» не воспринималась как эротическое произведение, эротики в спектакле театра имени Шевченко достаточно — и в диалогах, и в танцах, и в решении сценического пространства, и даже в костюмах. Пьеса повествует не о жестоких утехах «садиста». Весь сюжет завязан вокруг этой некогда культовой фигуры, но сам де Сад на сцену так и не выйдет.
История маркиза — сплошная трагедия. Не менее трагична и судьба его добродетельной жены Рене, которая 30 лет пыталась оправдать мужа перед обществом и правосудием. И в то же время спектакль «Маркиза де Сад» пронизан оптимизмом, ощущением радости, любовью к жизни, умением наслаждаться тем, что послано свыше.
Окончание «Маркизы де Сад» типично для Юкио Мисимы. «Многие сравнивают его с харакири — древним способом самоубийства воинов-самураев. Именно такой ритуальный конец земной жизни выбрал 45-летний писатель, пребывая в зените славы», — говорит Елена Седунова, завлит театра. Развязка всего действа — неожиданна, трагична и вместе с тем очень логична и последовательна.
Что порадовало в новой постановке? Костюмы — необыкновенные платья, восхитительные шляпы, прозрачные юбки, именно они раскрывают и характер, и принципы героинь, и их отношение к маркизу де Саду и всему происходящему. Сценография — очень удачная и многоречивая. Все это чудное обрамление спектакля создала главный художник театра Украины Татьяна Медвидь. Музыка — наполненная современными ритмами, разнообразная по стилю, помогающая провести параллель с нынешним временем. Танцы — балетмейстер Леонид Марков прекрасно передал с их помощью несбывшиеся мечты героинь. Игра актеров — Оксаны Стеценко, Майи Струнниковой, Елены Приступ, Анны Плохотнюк. И несмотря на заигрывания режиссера с публикой, спектакль имеет все шансы стать тем самым Рубиконом, через который суждено перейти «шевченковцам» — по дороге от эпатажных экспериментов к психологической драме.