Сегодня основная интрига украинского автозаправочного бизнеса заключается в том, когда стоимость бензина «перевалит» через 5-гривневую отметку. Нефтетрейдеры и владельцы сетей автозаправок предполагают, что до конца этого года. Чиновники — что не в ближайшие год-два. Кому виднее — вопрос философский, поскольку все «бензиновые» проблемы в нашей стране решает отнюдь не свободный рынок. Цена бензина на АЗС страны — разменная монета в политике взаимоотношений бизнеса и власти. Будут переговоры, встречи, меморандумы и моратории. Но факт остается фактом — все знают, что топливо будет дорожать, но никто не может предугадать со стопроцентной точностью, насколько и когда.

Часть 1
У человечества есть 40 лет (на самом деле гораздо меньше), чтобы отвыкнуть от нефти. Весь мир уже понимает это. Американских водителей чуть ли не силой заставляют переходить на алкоголь — пока, правда, чистый спирт заливается в баки очень малой доли американских машин. В большую же часть авто уже заливают алкогольно-бензиновую смесь. Биодизель (по иронии судьбы сам Дизель начинал именно с использования ненефтяного топлива) — второе направление спасения от нефтяной зависимости. Рапсовые посевы во всем мире ежегодно расширяются в разы, хотя экологи и бьют тревогу (использование рапсового масла в качестве топлива приводит к чуть ли не более вредным выхлопам, чем у бензиновых двигателей). Американские знаменитости уже давно пересели на кары с электродвигателями или даже водородные машины (их единицы, но это считается суперпрестижным). Наконец, американские эксперты говорят о скорой необходимости мобилизации всей экономики (как было в годы второй мировой) на защиту нации: вопрос жизни и смерти для США, вопрос о нахождении замены нефти будет решен всеобщей мобилизацией умов и кошельков страны. Экономия ресурсов уже возводится в ранг чуть ли не религии в этом богатейшем государстве мира.
Украину данные тенденции задевают слабо. Со скрипом страна отказалась от этилированного бензина, на энтузиастов, перешедших на использование альтернативного топлива, в государстве смотрят как на чудаков. Программа «Этанол», родившаяся в 2004 году во время «бензинового кризиса», сгинула, оставив за собой лишь «круги на воде» в виде громких заявлений и публикаций. Программа развития ветроэнергетики (со всех потребителей страны даже брали по 10% от стоимости электроэнергии на это важное дело) так и осталась на бумаге, приливная энергия, солнечная энергия, тепловая энергия и еще многие виды энергии, используемые во всем думающем о будущем мире, у нас не используются вообще. Не существует ни одной реально действующей программы или стратегии перехода государства на альтернативные источники энергии. Не обнародовано ни одного документа, который бы стимулировал граждан Украины переоборудовать свои авто на спирт или «биотопливо», о водородных или электромобилях говорить не приходится вообще. Все эти проекты если и осуществляются, то группами энтузиастов, практически не получающими серьезной государственной поддержки. Рапс выращивается мало, да и то преимущественно на экспорт. В городах страны доля электротранспорта в общих перевозках катастрофически снижается из года в год, не существует государственной стратегии расширения сетей электротранспорта в масштабах Украины.
Переход автомобилей на газовое топливо — это азиатский вариант предотвращения «нефтяного коллапса», активно реализуемый такими странами, как Пакистан или Афганистан. Но и он не является у нас широкомасштабной государственной программой. Выводы неутешительные — горючее будет дорожать во всем мире. Рано или поздно оно будет «ползти вверх» и у нас. Сейчас заграница «заправляет» наши авто бензином. Лет через 30-40 зарубежные компании будут заправлять украинские авто новыми видами топлива: спиртом, растительным маслом или водородом. А все отрасли экономики будут делить с ними свою прибыль...