Учреждение стипендий имени профессора И.Е. Тарапова и первое их вручение во вторник так и осталось бы событием внутривузовской жизни Харьковского национального университета им.В.Н. Каразина (ХНУ), если бы не одно «но». Учредители стипендий решили финансово поддерживать только студентов и молодых ученых, занимающихся фундаментальными (не прикладными) исследованиями в области естественных наук.

Финансовая поддержка физиков вместо лириков — дело новое и необычное на фоне «взращивания» в Харькове армии юристов, социологов, культурологов и других представителей общественных и гуманитарных наук.
Среди первых стипендиатов ХНУ — доцент кафедры теоретической ядерной физики физтеха Валерий Слипко, аспирант химфака Дмитрий Лях, студентка 5-го курса физического факультета Ольга Захожай и студент 4-го курса мехмата
Сергей Богомолов.
Почему стипендии начали получать математики, физики, химики и биологи? Проректор по учебно-методической работе ХНУ Юрий Холин, который одновременно является исполнительным директором Ассоциации выпускников, преподавателей и друзей ХНУ — учредителя стипендий, ответил так: «потому что это ключевые науки. Для развития общества очень важна и социология, и политология. Но это — не базисные науки, не те, которые определяют движение человеческого знания. Можно быть потребителями чужих знаний, выкупать финские телефоны Nokia, заниматься философией… Но лучше, когда у нас создаются знания, которые продвигают новые технологии».
«На эти факультеты шли всегда по призванию, по желанию, когда был выбор: быть математиком или инженером», — писал за год до смерти в 2001 году профессор Тарапов, именем которого названы стипендии. Тогда же Иван Евгеньевич с болью писал о том, как за последние десять лет постарел корпус университетских преподавателей, особенно на факультетах фундаментальных наук — на механико-математическом, физическом, биологическом, химическом: «Старшее поколение ушло или доживает свой век, среднее болеет или шастает по зарубежным странам в поисках хлеба насущного». Профессор приводил пример: из тринадцати докторов наук мехмата семь человек по полгода и более проводят за рубежом, обучая
вместо украинских немецких или английских студентов.
образование и наука
Профессору Тарапову, возглавлявшему Харьковский госуниверситет (тогда еще имени А.М. Горького) с 1975 по1993 годы, как никому было хорошо известно бедственное положение системы образования, «ассигнования на которую за годы независимости уменьшились вдесятеро». Он писал: «Не хватает денег даже на низкую зарплату преподавателям и мизерную стипендию студентам (их жизненный уровень, по элементарным подсчетам, снизился в 5-6 раз), десять лет не обновлялось научное оборудование для фундаментальных исследований».
Бывший ректор упрекал власти в том, что они говорили «о роли университета в регионе, а вот, скажем, оказать реальную помощь в ремонте общежитий, в предоставлении докторам и кандидатам наук, до сих пор живущим в аспирантском общежитии, приличествующего им жилья, в установлении аспирантам — хотя бы фундаментальных специальностей — добавки к нищенской стипендии и др. — до этого пока дело не дошло».
Исправить положение взялись бывшие выпускники университета, создавшие 17 ноября 2001 года Ассоциацию выпускников университета, которая в январе 2003 года зарегистрирована как общественная организация — Ассоциация выпускников, преподавателей и друзей ХНУ. В год 80-летия профессора Тарапова ассоциация учредила четыре стипендии: по 500 гривен в месяц для студентов и по 800 — для молодых ученых. Кроме жесткого отборочного «сита», стипендиаты в конце учебного года обязаны отчитаться о результатах своей научной деятельности.
Студент 4-го курса мехмата Сергей Богомолов говорит, что стипендия им. профессора Тарапова внесет большой вклад в его бюджет: «для студента, безусловно, это большие деньги». Ольга Захожай, студентка 5-го курса физфака, добавляет, что стипендия даст ей возможность чаще общаться с научным руководителем, находящимся в Киеве.
Личность профессора Тарапова, руководившего вузом 18 лет, многогранна — он не замыкался в науке, а видел жизнь шире и глубже — во всех ее проявлениях. Так, он приложил много сил для создания в 1958 году первой в Харькове вузовской ЭВМ — вычислительного центра — и стал его начальником. Тарапов также открыл новую специальность — для подготовки кадров программистов. Он пытался внедрить научные методы информатики даже для управления партийной работой. Но его, мягко говоря, не поняли ни в райкоме, ни в обкоме партии, ни даже коллеги из университета. Профессор Тарапов тонко чувствовал и проблемы высшего образования, но в годы застоя и бюрократии его идеи считались слишком новаторскими.
В 2002 году в научно-популярном журнале «universitates. Наука и просвещение», основателем и первым главным редактором которого был профессор Тарапов, появилась его посмертная статья, написанная в 2001 году — «Почему Украину нельзя, невозможно считать современным и цивилизованным государством?» Он математически точно определил четыре «потому что»:
1. Потому что произошло резкое сокращение бюджетных ассигнований на науку, образование, культуру и здравоохранение: «вузы и НИИ инициируются на заробитчанство… Это сделано на фоне хаоса в хозяйстве Украины, в условиях законов дикого капитализма, развития потребительских, но не производящих отраслей хозяйства, отсутствия востребованности высоких технологий и передовых научных достижений». Экономическое «самообепечение» вузов неизбежно приведет к снижению уровня научных исследований, «из которых выживут лишь нужные в системе «купи-продай» в условиях действия «быстрых денег».
2. Потому что в Украине социальной и государственной поддержкой обеспечено лишь чиновничество, укрепляющее бюрократическую государственную машину, но отнюдь не интеллект нации — ученые, преподаватели, учителя, врачи, деятели культуры и науки, то есть те слои населения, которые составляют основу гражданского общества. «Не случайно в Украине благоденствуют юридические вузы и разного рода институты управления, готовящие в первую очередь чиновников и защитников бюрократического строя. Их творчество, творческая деятельность их воспитанников будут направлены именно на укрепление власти государственной бюрократии, а интересы государства и народа они всегда будут воспринимать сквозь призму собственного благополучия. И не потому, что они все плохие или несознательные люди: именно такова их социальная природа. Весь исторический опыт свидетельствует о том, что в прогрессирующем государстве основные государственные приоритеты принадлежат интеллекту народа, а не бюрократии».
3. «Потому что в Украине государство не проявляет абсолютно никакой заботы о будущем своего народа, в результате чего оно неуклонно лишается добротного человеческого материала, без которого невозможно существование цивилизованного государства в XXI в….В Украине появилось 30 тыс. детей 10-12 лет, абсолютно неграмотных… не ведется никакой работы среди молодежи за здоровый образ жизни… отсутствует всякая государственная деятельность по формированию здоровой морали у молодежи... радио, телевидение, периодические издания используют ошметки западной культуры, давно уже там вышедшие из употребления и сброшенные к нам».
4. «Потому что в Украине государство выбросило свое старшее поколение, пенсионеров буквально на помойку и к мусорным ящикам… многие пенсионеры неудержимо быстро уходят в мир иной, так и не успев отдать молодому поколению свой накопленный жизненный опыт и знания…Что думает средний гражданин, видя перед собой армию обездоленных стариков и старух? Государство сознательно стреляет в свое прошлое и зря надеется, что не получит гораздо более мощный выстрел из будущего».