Гость «Прямой телефонной линии» — начальник Главного управления образования и науки Харьковской облгосадминистрации Вадим Лунячек.

— Добрый день! Меня зовут Петренко Тамара Васильевна. Сейчас много говорят о тестировании. Что это такое, какие дополнительные льготы дает, какие вузы Харькова могут принимать детей по результатам тестирования? И вообще, где можно одиннадцатикласснику узнать о тестировании и пройти его?
— Здравствуйте, Тамара Васильевна. Вас интересует внешнее независимое тестирование. В этом году в Харьковской области проходило тестирование 2250 учащихся (а всего по Украине — около 42000). В рамках этого эксперимента были взяты отдельные территориальные единицы: в нашей области это город Чугуев, Ленинский район города Харькова и Харьковский (сельский) район. Из числа учащихся, принявших участие в эксперименте, сертификат о прохождении внешнего тестирования при поступлении в вузы предъявили 800 человек. То есть они реально воспользовались результатами тестирования. Сегодня все ведущие вузы обязаны принимать этот сертификат вместо вступительных экзаменов.
Украинский центр оценки качества образования существует с 1 января текущего года. Он имеет региональные центры на базе крупнейших областей Украины. В Харькове такой региональный центр находится в здании Национального университета им. В.Н. Каразина, в той его части, которая когда-то называлась военной академией им. Говорова, на 4-м этаже. Этот центр курирует, кроме Харьковской области, еще Сумскую и Полтавскую.
В этом учебном году в Харьковской области планируется провести 20 тысяч тестирований, то есть 20 тысяч выпускников школ смогут проверить свои знания. Если учесть, что выпускников у нас в этом году до 27 тысяч человек, то в принципе любой из них по желанию сможет участвовать в тестировании. Массовое тестирование будет проведено 21 апреля 2007 года — по украинскому языку, 28 апреля — по математике или истории (на выбор). Кроме того, Харьковская область — единственная среди областей Украины, где 25 апреля будет проведено тестирование по биологии, физике и химии — для шести тысяч желающих. Сертификаты, которые учащиеся получат по результатам этого тестирования, будут приниматься высшими учебными заведениями и засчитываться как вступительный экзамен. Абитуриент сам будет решать, предъявлять ему сертификат или сдавать вступительные экзамены.
— Это Александра Николаевна. Моя внучка ходит в класс, где 34 ученика. Я слышала, что такое количество детей в одном классе недопустимо. Это так?
— Александра Николаевна, согласно закону о среднем образовании, наполняемость классов не должна превышать 30 человек. Поэтому ситуация, когда в классе, как в вашем случае, 34 ребенка, недопустима. Очень часто к нам обращаются с вопросами, как быть, если в классе либо 17, либо, наоборот, 35 детей. Если в классе обучается от пяти до 30 детей, это законно и такой класс имеет право на существование. Если до пяти детей (в основном это касается сельских школ), то в этих случаях оформляется индивидуальное обучение. Но если в классе более 30 детей, тут уже есть повод для вмешательства. В этом году уже было несколько обращений в адрес Главного управления образования и науки облгосадминистрации по поводу классов, где обучаются 37-39 учащихся. В этом случае класс должен быть разделен на два. Финансирование должно проводиться за счет местного бюджета. Подобный случай был в 135-й школе Дзержинского района. Мы обратились в исполком Дзержинского райсовета и вопрос был решен в пользу учащихся. По предварительным подсчетам, сейчас средняя наполняемость классов в области — на уровне 20 человек, по Харькову — на уровне 27 учащихся.
— Меня зовут Алла Сергеевна. Я хотела бы спросить, до каких пор вузы будут вытирать ноги о школу? Я имею в виду случаи, когда старшеклассник посещает подготовительные курсы в вузе. В школе еще не прошли выпускные экзамены, а ученик — уже студент вуза. Как же он будет относиться к школе, если знает, что все равно станет студентом и школа ему, извините, не нужна!? Долго ли подобное будет продолжаться? Или это уже навсегда?
— Дело в том, Алла Сергеевна, что количество учащихся, которые поступают в вуз через систему подкурсов, четко определено. И вуз не может осуществлять набор студентов только за счет выпускников подкурсов. Во-вторых, сегодня на Украине начала интенсивно развиваться система внешнего тестирования знаний учащихся. Сертификаты, которые учащиеся получают по результатам тестирования, обязательно принимаются вузами. Чем быстрее эта система будет внедрена в жизнь, тем быстрее у нас отпадут те вопросы, о которых вы говорите. Подобная система существует в ряде государств, и она доказала свою эффективность.
— Вы хотите сказать, что внешнее тестирование поставит все на свои места...
— Абсолютно точно. Потому что это независимая процедура. Там очень высокая степень секретности. Если ребенок получил высокий балл, то хочет вуз или нет, но он обязан принимать этот сертификат и засчитывать его результаты как при вступительных экзаменах. Сертификат — это дополнительный шанс абитуриента.
— Это Каплун Елена Ивановна. Сегодня руководители разных уровней принадлежат к различным политическим партиям. Мне бы хотелось узнать, к какой политической партии вы принадлежите, почему, и чувствуете ли поддержку своей политической партии?
— Я беспартийный руководитель. Более того, твердо придерживаюсь убеждения, основанного на восьмой статье Закона об образовании, где речь идет о деполитизации учебных заведений и органов управления образования. В реалиях нынешней жизни образование должно находиться вне политических течений и партий. Несмотря на процессы, которые в последние годы происходили в нашем обществе, я все-таки остался беспартийным. Потому что считаю, что если я буду членом какой-либо политической силы, то моментально появится определенное давление с той или другой стороны на руководителя учреждения образования. Я категорически против этого.
— Я — депутат Киевского райсовета Владимир Георгиевич Сорокин. Значительное количество харьковских школ было переведено на украинский язык обучения. В уставах многих школ этот язык записали как единственно возможный для обучения. Считаете ли вы законным ограничивать права родителей, желающих отдать ребенка в первый класс с обучением на русском языке — родном для большинства харьковчан? И как вы прокомментируете решение городских властей, отказавших группе родителей первоклассников в открытии русскоязычного класса в школе № 16 Киевского района?
— В адрес Главного управления образования и науки облгосадминистрации по этому вопросу никаких обращений не поступало. Поэтому комментировать решение городских властей, я думаю, должны сами городские власти. Если вы официально обратитесь в Главное управление, мы, соответственно, в рамках законодательного поля подготовим для вас ответ. Что касается открытия или неоткрытия русскоязычных классов: подходы к языковой политике определены существующим на Украине законодательным полем.
— Вадим Эдуардович, считаете ли вы законным внесение в устав школ ограничения в выборе языка обучения — только украинский и все? Напомню, что Конституция Украины не допускает даже в новых законах ограничивать ранее существовавшие права. А здесь ограничили право родителей отдать ребенка в школу по месту жительства и учить на родном языке.
— Готовьте депутатский запрос, мы вам дадим квалифицированный ответ.
— Спасибо большое, мы обязательно обратимся с депутатским запросом, а затем подадим в суд.
— Меня зовут Евгений Алексеевич. Слышал, что с нового года изменится способ финансирования учреждений профтехобразования. Что это значит?
— Да, действительно, в порядке эксперимента в Харьковской и Львовской областях с 1 января 2007 года финансирование системы профтехобразования передается из государственного бюджета в местный, областной. Если это произойдет, то средства, которые выделяются государством в сферу профтехобразования, перейдут в областной бюджет. Это позволит более оперативно управлять системой профтехобразования. Она будет работать эффективнее. Сегодня, для того чтобы подписать элементарный документ, директор профтехучилища вынужден работать с Киевом. С нового года все вопросы будут решаться на уровне области. А это — значительная экономия средств. Мы сможем оперативно осуществлять переброску средств не только на своевременное финансирование заработной платы или оплату энергоносителей, но и на другие финансовые «дыры». Где-то — сконцентрировать средства для развития какого-то актуального для Харьковской области направления. Например, какой-то группы профессий. С другой стороны, на деньги, предусмотренные
областным бюджетом, профтехучилища смогут только гарантированно выплачивать заработную плату и оплачивать коммунальные услуги. Так как в бюджете не предусмотрены деньги на развитие. Они не выделялись продолжительное время, и материальная база профтехучилищ значительно устарела. А им нужны новое оборудование, новые станки, компьютерная техника, Интернет… Кроме того, здания и сооружения, в которых находятся учреждения профтехобразования, — в государственной собственности. Назначение кадров также пока является прерогативой Министерства образования и науки. Поэтому существует определенное противоречие, которое, видимо, будет каким-то образом разрешено. Потому что если отдают финансы, то надо отдавать и собственность, и возможность осуществления кадровой
политики.
— А не станет ли этот эксперимент началом краха системы профтехобразования, когда из-за недофинансирования недвижимость этих учебных заведений будет распродаваться, а сами они — ликвидироваться? Как произошло это в прошлом году с Харьковским профессиональным лицеем по проспекту Московскому, 199, поглощенным ООО «Сбытовая сеть Пятый элемент»?
— Дело в том, что сегодня помещения учреждений профтехобразования находятся в ведении Фонда госимущества. Если их передадут, то они будут находиться точно так же в ведении Управления коммунального имущества областной госадминистрации. То есть это не такой простой процесс, чтобы все было продано: существует целая цепь согласований, разрешений. Профтехучилище № 10, о котором вы говорите, было расположено на территории ХЭМЗа. В помещениях, которые принадлежали не государству, а заводу. Мы перевели учащихся лицея в другие училища, всех преподавателей и сотрудников трудоустроили, то есть проблемы нет.
Личное дело
Лунячек Вадим Эдуардович — начальник Главного управления образования и науки Харьковской облгосадминистрации с февраля 2006 г.
Родился 15 августа 1960 г. в г. Харькове. Окончил СШ № 95 г. Харькова. В 1982 г. окончил Харьковский государственный университет (геолого-географический факультет).
С 1982 по 1983 гг. — учитель географии Лиманской СШ Готвальдовского (ныне — Змиевского) района Харьковской области. С 1983 по 1986 гг. — учитель географии СШ № 91 г. Харькова.
С 1986 по 1987 гг. — методист Коминтерновского районного отдела образования г. Харькова. С 1987 по 1996 гг. — директор СШ № 44 г. Харькова. С 1996 по 2002 гг. — заместитель начальника управления образования Харьковского горсовета. С 2002 по 2006 гг. — первый проректор Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования. С февраля 2006 г. — начальник Главного управления образования и науки ХОГА. Автор более 70 печатных работ. Кандидат педагогических наук, доцент Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Отличник образования Украины. Хобби — туризм. Женат, двое детей: старший сын учится в политехническом университете, младший — в 4-м классе.


Полезная информация
Главное управление образования и науки Харьковской облгосадминистрации. Госпром, 9-й подъезд, 4-й этаж. Тел. приемной: 705-03-00, 705-02-88. Страница в Интернет