Широкая общественность Харькова почти не знает об этом виде услуг. Девушка из справочной бизнес-службы 009 слово «кейтеринг» явно слышала впервые в жизни («А что это такое?»), а после более понятного выражения «выездное питание» предложила только доставку суши или пиццы. Ничего не удалось обнаружить и в телефонном справочнике Харьковской области. И только с помощью настойчивых разведывательных действий удалось отыскать заведения, которые предоставляют услуги кейтеринга в Харькове.

В Харькове кейтеринг появился совсем недавно. Из-за отсутствия популярности среди харьковчан не наблюдается и значительной конкуренции между предпринимателями. Однако качество сервиса у нас уже достаточно высокое и может удовлетворить практически любое пожелание и даже каприз заказчика.
Несмотря на то, что в столице Украины кейтеринг интенсивно развивается и популяризируется около десяти лет, в Харькове питание на дому впервые появилось только два года назад и уступает по уровню развития и Днепропетровску, и Донецку. Сами предприниматели признают, что в городе кейтеринг развивается очень тяжело. Даже игроки самой сферы ресторанного бизнеса знают о подобной услуге поверхностно. А услуги кейтеринга по-настоящему предоставляют лишь пять организаций Харькова. Интересно, что все они расположены в центре города и при желании все их можно обойти пешком.
Харьковские специалисты по кейтерингу, как правило, учатся по ходу дела и совершенствуют свои знания и умения в процессе оказания услуг. Впрочем, качество кадрового состава при этом достаточно высокое. Большинство обслуживающего персонала не первый год работает в ресторанном бизнесе и за это время успело набраться бесценного опыта и приобрести необходимые навыки, необходимые в работе «на выезде». Многие из них окончили курсы кейтеринга в киевской школе «Сомелье».
У кейтеринга по-харьковски есть и своя сезонность. По словам представителей фирм, занимающихся кейтеринг-сервисом, летом клиенты чаще заказывают пикники и барбекю на природе, зимой популярнее всего корпоративные вечеринки. Основные заказчики — государственные учреждения, банки, автосалоны. Однако не брезгуют фирмы и более мелкими заказчиками, желающими отметить день рождения, новоселье или «обмыть» покупку автомобиля в спокойной обстановке, без нервотрепки женщин у плиты.
Уровень современного кейтеринг-сервиса в Харькове очень высок, хотя спрос на эту услугу еще отстает ввиду неинформированности населения. Сегодня, помимо функции «покушать-выпить», солидные фирмы могут организовать мероприятие и более высокого класса, вплоть до арт-программ. По желанию клиента могут даже пригласить тех или иных конкретных звезд шоу-бизнеса, предварительно обсудив сценарий концерта. Правда, в этом случае смета кейтеринга может подскочить в несколько раз, в зависимости от «калибра» звезды. Впрочем, в большинстве стран мира (и даже в Киеве) подобная услуга уже стала обычным делом.
Особые требования к помещениям, в которых предполагается провести банкет или фуршет, крупные игроки на рынке кейтеринг-сервиса Харькова не предъявляют. Есть только пожелания. Скажем, если предполагается устроить вечеринку для сотни гостей, желательно, чтобы площадь помещения составляла не менее 200-300 квадратных метров плюс некоторые подсобные помещения, в которых будут готовить пищу, мыть посуду и так далее. Солидные кейтеринговые фирмы могут работать в полностью автономном режиме, в случае необходимости они приедут со своей бойлерной и даже биотуалетом, если речь идет о пикнике на открытом воздухе.
Работа более мелких фирм отличается масштабами деятельности, потенциальными возможностями удовлетворить клиента и ценовой политикой. Если, скажем, у одной из небольших харьковских фирм услуги каждого официанта оцениваются в 50 у. е., то у крупного игрока с соседней улицы доля всех разносящих-подающих — 15-18% от стоимости застолья. Идеальной пропорцией считается обслуживание 20 гостей одним официантом. В итоговую смету «выездного питания» входят не только услуги по приготовлению пищи, сервировке и уборке стола, но и куча других составляющих, скажем транспортные услуги и аренда оборудования. С небольшой вечеринкой может справиться и «Газель», а для многолюдных банкетов придется использовать большегрузный автомобиль.
Выяснилось, что нет особой разницы в стоимости одного человеко-прибора для разных кейтеринговых фирм Харькова. Разве что одна из них несколько выделяется среди прочих по этому показателю, но оправдать подобный расклад можно престижностью (и, соответственно, дороговизной) и известностью этого ресторана за пределами государства. Но это исключение из правил. А правила, то есть прейскуранты, в Харькове примерно следующие: фуршет (легкий перекус) — от 50 грн., банкет — от 100 грн. с человека. Естественно, «потолок» может быть любой, он зависит от стоимости блюд и напитков, подаваемых на стол. Кейтеринговые фирмы (большие и маленькие) берутся готовить практически любые яства, лишь бы удовлетворить заказчика.
В зависимости от высоты «полета» кейтеринг-сервиса фирмы Харькова используют и оборудование: кухни, мангалы, посуду. Одни используют преимущественно отечественную продукцию, если она имеет нормальное качество и характеристики, другие отдают предпочтение специализированным товарам американского производства из-за их легкости, выносливости, красоты и других плюсов. Так или иначе, но уважающие себя заведения имеют в своем распоряжении десятки наборов посуды и многое из того, что очень редко требуется, но так или иначе влияет на имидж фирмы.
Перед окончательным оформлением заказа и получением аванса за будущее обслуживание представители кейтеринговых фирм обязательно обсуждают с клиентом множество нюансов. Они требуют четкой информации о том, во сколько начинается мероприятие, чтобы правильно рассчитать время для подготовки стола и (если нужно) — помещения (скажем, украсить его согласно концепции мероприятия). Согласуются меню, время подачи спиртных напитков и основного блюда, обсуждается, чьи продукты будут при этом использоваться — для экономии средств заказчик может сам приобрести водку или часть закуски.