Неравнодушные люди не оставили женщину наедине со своими проблемами, но из-за отсутствия жилья ее малыша теперь могут забрать в детдом.

Правоохранители пошли на плач ребенка


Во время рейда криминальной милиции по делам детей Киевского райотдела УВД Харькова правоохранители услышали плач ребенка, который доносился из пристройки к гаражу на ул. Мироносицкой. Милиционеры попросили пожилого владельца гаража открыть его. В небольшом помещении без окон в детской кроватке действительно лежал годовалый ребенок. Как признался потом пенсионер, он приютил в гараже молодую женщину с малышом из жалости.

Малыша правоохранители передали в Харьковскую областную клиническую детскую больницу № 1 для медицинского обследования, а сами дождались возвращения матери. Ею оказалась 35-летняя женщина, бывшая воспитанница интерната.

Выбрала независимую жизнь


Корреспонденту «Вечернего Харькова» удалось поговорить с Викторией. По словам женщины, после окончания интерната Киевский райисполком предоставил ей комнату в коммунальной квартире (она находилась в том же дворе, где расположено ее новое пристанище – гараж). Но в 2005 году бывшая воспитанница интерната продала жилье.

– Комнату в коммуналке я продала за две тысячи долларов, – рассказала Виктория. – Дело в том, что надо мной там издевались, да и деньги нужны были.

Деньги, вырученные за недвижимость, быстро закончились, и снимать жилье было уже не на что. В том же дворе Виктория присмотрела сарайчик, в котором, по ее словам, раньше была свалка: прибралась в нем и стала там жить.

– Вот он, сарай, напротив гаражей, – показывает она бывшее жилище. – В нем я прожила три года и ребенка родила здесь же в прошлом году.

Жильцы, узнавшие, что их «соседка» родила, а позаботиться о ней некому, вызвали скорую, и новорожденного забрали в роддом. Затем социальные службы устроили женщину с младенцем в Люботинский центр матери и ребенка. Впрочем, она оттуда ушла, как только на улице потеплело.

– Не хотела жить в селе, – оправдывается Виктория.

По словам работников соцслужб, они предлагали ей и другой вариант – частный центр матери и ребенка в Коротиче, но она отказалась и от него. Чтобы молодая мама смогла получать пособие на ребенка, ее прописали в реабилитационном центре для бездомных граждан на ХТЗ. Хотя там она тоже не задержалась, вернувшись в «родной» дворик, где стала жить в гаражной пристройке, зарабатывая уборкой в подъездах. За это время она успела по-хозяйски обосноваться в своем новом жилище и даже оборудовала его необходимыми бытовыми приборами: электроплитой и стиральной машинкой. О сыне заботилась, как могла.

– Покупала смеси, сырки. Делала кефир из прокисшего молока. Голодным он у меня не был, хотя грудное молоко пропало почти сразу после родов, – рассказывает девушка. – Без присмотра я Петю оставляла, только когда на два часа отлучалась на работу.

Не оставили женщину наедине со своими проблемами и жильцы местных домов. Кто-то приносил еду, кто-то – вещи и игрушки. По словам работников соцслужб, нашлись даже неравнодушные люди, которые хотели приютить Викторию с ребенком у себя в кваритире, но Виктория все же выбрала независимую и уединенную жизнь в гараже.

Закон на стороне ребенка


Сейчас, по словам социальных служб, Виктория живет у друзей. На днях она отвезла Пете в больницу молоко, памперсы, вещи. По ее словам, врачи заверили, что с малышом все в порядке. Правоохранители тоже отмечают, что младенец выглядит ухоженным, хотя на первый взгляд слегка отстает по уровню физического развития от своих сверстников: он умеет ползать, но не сидит и тем более не ходит. Несмотря на свою неустроенную жизнь, отдавать сына в детдом Виктория не собирается.

– Я не хочу, чтобы у меня забрали ребенка. У меня, кроме него, никого нет, – категорична молодая мама.

Но правоохранители не столь оптимистичны в прогнозах будущего Виктории. Сейчас прокуратура и милиция проводят следствие. Если будет доказано, что она плохо ухаживала за ребенком, ей могут инкриминировать ст. 166 УК Украины («Злостное невыполнение обязанностей по уходу за ребенком или за лицом, в отношении которого установлена опека или забота»), а суд может лишить ее родительских прав и привлечь к уголовной ответственности. Эта статья предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок от двух до пяти лет или лишения свободы на этот же срок.
Тем временем в службе по делам детей говорят, что они ждут официального подтверждения от врачей того, что ребенок здоров. Если маленькому Пете помощь медиков не нужна, прокуратура может и не возбудить уголовное дело.

– Дальше работа может вестись по двум направлениям, – поясняет начальник службы по делам детей Киевского района Валентина Матвиив. – Мы предлагаем маме временно определить ребенка в детский дом, а самой в это время устроить свою жизнь: найти работу и жилье. Если же мама категорически будет отказываться сотрудничать со службой, у нас не останется другого выхода, как инициировать вопрос о лишении ее родительских прав.

Но служба будет использовать все возможности, чтобы дать ей шанс вернуть ребенка.

– Мы в первую очередь стоим на защите прав детей, – уточняет начальник управления служб по делам детей Департамента труда и социальной политики Харьковского горсовета Александр Малько. – Ребенок должен находиться в хороших условиях, чтобы его здоровью и жизни ничего не угрожало.

Комментарий психолога
Психолог центра планирования семьи Наталия Рахмаил говорит, что главная проблема Виктории — ее интернатское прошлое. У девушки нет опыта жизни в семье, она не знает, как правильно ее построить.
– Дети, выросшие в интернатах, часто сохраняют подростковый тип мышления и думают лишь о том, что важно в данный момент, у них отсутствует стратегическое мышление. К тому же, как правило, никто для них не является авторитетом, – говорит специалист. – Многие неадекватно относятся к помощи, считая, что все им должны за искалеченное детство. Ребенок даже в самом хорошем интернате ощущает себя брошенным и ненужным. Поскольку учреждение никогда не заменит семью, сейчас во всем мире интернатская система перестраивается в дома семейного типа.
Психолог отмечает, что Виктория считает себя хорошей мамой, так как не отказалась от ребенка. Просто она стала такой матерью, какой себе ее представляла.
– Самое главное, чтобы женщина не отказывалась от помощи служб, – говорит Наталия Рахмаил, – Мамочку не надо стыдить, лучше дать ей возможность выговориться. Необходимо, чтобы она сама пришла к пониманию, что обязанности мамы намного больше, чем родить и выкормить ребенка. Кроме того, ей самой нужно поверить, что она сможет жить лучше.