Негативный образ Верховной Рады не изменился автоматически с обновлением ее состава. Тому есть масса причин, но одна из них — акценты, которые расставляют СМИ, освещая деятельность этого органа власти. В тени создания всяческих коалиций остается главная часть работы депутатского корпуса — законодательная. А ведь не секрет, что наши законы несовершенны. Буквально каждый имеет «двойное дно», позволяющее опытным юристам измышлять под «Буквой» любой «Дух».

Кандидаты в народные депутаты Украины на встречах с избирателями всегда обещают приложить все усилия, чтобы наконец написать «правильные законы». Четыре созыва Рады разочаровали электорат. Пятый, как уверяют СМИ, занят выяснением отношений, созданием комиссий по расследованию деятельности друг друга… Редко когда прорвется сообщение, что кто-то зарегистрировал какой-то законопроект…
Но законотворческая деятельность депутатов таит в себе столько перлов, что ее надо освещать регулярно. Только так мы можем представить, в каких творческих муках рождают наши законы и какие цели на самом деле преследуют политики, попавшие в Раду под разными близкими народу лозунгами.
Среди многих законопроектов — а в день в комитеты Верховной Рады поступает в среднем восемь-десять — попадаются забавные. Так, например, недавно сообщили, что Александр Фельдман предложил применять в криминальном судопроизводстве новый вид наказания — пробацию. Для определенных категорий правонарушителей она станет заменой тюремному заключению. В пояснительной записке к законопроекту Александр Борисович предложил заниматься с осужденными к пробации — в основном малолетками «первой ходки» — медиацией. Не знаете, что это такое? Наверное, и работники существующей системы уголовно-исполнительных инспекций тоже не в курсе. Но учить их этому никто не будет — в проекте черным по белому написано, что они и без бюджетных затрат «могут выполнять функции центров пробации», просто экономя на тюремном
содержании.
Что говорят,а что – законополагают
Есть куда более интересные законопроекты. Например, пламенный борец с организованной преступностью и коррупцией Владимир Стретович предлагает, чтобы Нацбанк — «Приготовьтесь, — как говорит Михаил Задорнов. — Готовы?» — прекратил уведомлять специальные органы по борьбе с организованной преступностью и учитывать их выводы при выдаче лицензий на операции с иностранной валютой. Никуда, по мнению В. Стретовича, не годится и ч. 4 ст. 18 Закона «Про організаційно-правові основи боротьби з організованою злочинністю», предполагающая, что по решению следователя Нацбанк обязан прекратить финансирование операций по счетам клиента. Все это пан Стретович считает «непритаманними банківській установі функціями, які суперечать вимогам законів про банки і банківську діяльність», и лишним препятствием на пути к лицензии на операции с валютой.
Предлагаемые изменения, уверяет Стретович, «упростят и снизят риски»: «Прийняття даного законопроекту (с отменой информирования специальных органов. — Авт.) спростить порядок отримання ліцензій на здійснення операцій в іноземній валюті за рахунок скорочення часу на отримання заявниками ліцензій і мінімізує цим самим ризики, пов’язані із затримкою здійснення валютних (валютообмінних) операцій» (из пояснительной записки).
Еще и как снизит! Однако на площади Свободы, помнится, он ни слова не говорил о том, что коррупция побеждается сокрытием информации о ней, наоборот, обещал своим избирателям вывести всех на чистую воду…
Еще один интересный законопроект поступил от того же В. Стретовича совсем недавно — «Проект Постанови про скасування рішення Верховної Ради України про прийняття Закону України про соціальну реабілітацію осіб, які постраждали внаслідок терористичного акту або диверсії».
В этом пан Стретович солидарен с президентом, указавшим в своих замечаниях к проекту закона, что закон «не отвечает общим принципам равенства и социальной справедливости, может привести к возникновению социального напряжения в обществе. Закон не отвечает требованиям статьи 27 Бюджетного кодекса Украины, не содержит предложений о расходах, которые надлежит сократить, источника дополнительных доходов для покрытия увеличения расходов».
О том, что государство — и это общепризнанная мировая практика — должно нести полную ответственность за последствия террористического акта и компенсировать материальные и моральные убытки лицам, которые пострадали от него, не сказано. Законопроект о помощи пострадавшим от терроризма «завис» с 2003 года, так что «в случае чего» ответственным органам будет легко уклониться от предоставления указанных реабилитационных услуг пострадавшим. Даже несмотря на то, что такая норма содержится в статьях 19, 20 Закона Украины «О борьбе с терроризмом». Ведь «законодательного механизма реализации указанных мероприятий на сегодня не существует» (из пояснительной записки к проекту № 0842).
Кто не знает, что депутаты посредством законодательной деятельности часто лоббируют свои собственные интересы? У Юлии Тимошенко, как известно, бизнес-интересов нет. Для нее главное — защитить народ. Законопроект, предложенный ею, носит многообещающее название: «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» (о запрете конфискации жилья за долги по жилищно-коммунальным услугам для населения Украины).
Дух захватывает от первых же строчек проекта закона: «Сьогодні в Україні відбувається підвищення всіх тарифів на житлово-комунальні послуги, що стало результатом непродуманої урядової політики у сфері енергозабезпечення. Найстраш-
ніше, що заручниками цієї ситуації стало все населення України, вимушене їх сплачувати. У сімей, які фактично перебувають на грані виживання, починає виникати заборгованість за квартирну плату та житлово-комунальні послуги. На квартири боржників накладається арешт. Їх викидають на вулицю. Це відбувається тому, що вищі посадові особи не несуть ніякої відповідальності за стан справ у державі, а на плечі громадян лягає вся відповідальність, визначена законом». Ура!
Что предлагает Юлия Тимошенко? Кардинальное, как всегда, решение вопроса: «Законопроект передбачає зміни до Закону України «Про виконавче провадження», відповідно до яких забороняється звернення стягнення на житло громадян України, сукупний місячний доход яких не перевищує прожиткового мінімуму, за борги, що виникли внаслідок несвоєчасного внесення квартирної плати та плати за комунальні послуги, до погашення заборгованості перед ними із заробітної плати, пенсій, соціальних виплат та компенсації втрат від знецінення грошових заощаджень.»
То есть, понятным языком, забирать жилье будут. Вернут долги по зарплате, которая ниже прожиточного минимума, недоплаченные пенсии и пособия, выплатят очередные 50 грн. компенсации (не вклад!) — и заберут. Потому что Юлия Владимировна олицетворяет ту власть, которая умеет «нести відповідальність перед народом»!
Харьковский след
Как известно, у нас в городе некие политические силы, проигравшие выборы из-за общественного неприятия националистической «померанчевой идеи», а также из-за того, что бывший мэр города Владимир Шумилкин уж очень щедро раздавал землю для уплотнительной застройки в центре города, на детских площадках и стадионах, недавно, воспользовавшись всеобщим шоком от повышения тарифов на услуги ЖКХ, объявили, что будут инициировать референдум по отзыву нынешнего городского головы Михаила Добкина, члена Партии регионов.
Однако вот беда, украинские законы не содержат четкого механизма проведения местного референдума. Мы ведь хорошо помним, как наш референдум по русскому языку 2002 года оказался «не имеющим правовой силы».
Именно это и решил уточнить президент Виктор Ющенко лично. Его законопроект называется «О внесении изменений в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» и касается местного референдума исключительно по отзыву городского, поселкового и сельского голов.
От уточнений президента закон о местном референдуме стал до того прозрачен, что просто… исчез. Президент предложил заменить положение «Порядок проведення місцевого референдуму … визначається законом про місцеві референдуми» на «Порядок проведення місцевого референдуму … визначається законом». Точка.
Зато перечень субъектов, которые могут инициировать переизбрание голов, изменился. В лучшую, по мнению автора, сторону. Прежде это могли делать лишь депутаты соответствующего совета — тайным голосованием при наличии двух третей голосов «за» — или громада на референдуме.
В проекте президент, во-первых, постарался учесть мизерность сил собственной политической силы — количество депутатов соответствующих советов, которые могут инициировать рассмотрение вопроса о переизбрании головы, сокращено с двух третей общего числа до одной трети. Инициативу они должны подкрепить подписями. А во-вторых, если и таковых не найдется в нужном количестве или с подписями проблема возникнет, — предлагается суперновшество: инициатором отзыва мэра города может стать… губернатор! Такое «опосредованное» президентское влияние на местную громаду. Причем премьер-министр Украины права инициировать переизбрание голов лишен — в отличие от Председателя Совета министров Крыма. Еще отзовет кого-нибудь не того…
Из проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О местном самоуправлении»:
«3. Питання про недовіру сільському, селищному, міському голові може бути внесено на розгляд відповідної ради за пропозицією не менш як однієї третини депутатів від загального складу ради, засвідченою їх підписами, або на вимогу Голови Ради міністрів Автономної Республіки Крим, голови обласної, Київської, Севастопольської міської державних адміністрацій…»


Ранее голова, полномочия которого прекращены, оставался на своем посту в течение 135 дней — до тех пор, пока не изберут нового.

Из проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О местном самоуправлении»:
«9. Полномочие сельского, поселкового, городского головы прекращаются со дня принятия в установленном этим Законом порядке соответствующим советом решения о недоверии ему или на местном референдуме — о досрочном прекращении полномочий сельского, поселкового, городского головы».


И «в связи с этим часть восьмую», а именно «В случае принятия решения советом о недоверии сельскому, поселковому, городскому голове или на местном референдуме о досрочном прекращении его полномочий Верховная Рада Украины принимает решение о проведении внеочередных выборов соответствующего сельского, поселкового, городского головы», следует «считать частью десятой». Конец — делу венец.
Как будет жить город (село, поселок) без головы до избрания «новой», президента
не волнует.
Связь имен и времен
Законопроект президента появился 2 октября, как бы в ответ на харьковские митинги и протесты против тарифов (которые, как уверяет пани Тимошенко, подняло новое правительство). Одновременно члены Комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, зампредседателя которого является Анатолий Матвиенко, в порядке замечаний к бюджету-2007 «выбивают» деньги (дополнительные субвенции) на местные перевыборы («Вечерка», № 108, от 3 октября). Анатолий Матвиенко, едва не ставший нашим губернатором, сообщает обществу, что собирается «здійснити провокацію, об"єднавши всіх правих« (газета «Експрес», Львов, № 115 от 3-4 октября). Деньги на агитацию, надо понимать, обеспечит борец с коррупцией, а по части обещаний Юлии Владимировне равных нет.
…. Как говорил старый еврей, дочь которого была не прочь выйти замуж за графа, «осталось уговорить графа Потоцкого» — то есть нас.

Cправка

Медиация — процесс урегулирования конфликта при участии нейтральной незаинтересованной стороны — медиатора (Словарь иностранных слов).