Компания RUSCICO, занимающаяся выпуском классических советских картин за рубежом, планирует выпуск цветного варианта фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский".

Реставрацией и "расцвечеванием" "Александра Невского" будет заниматься компания "Формула цвета", которая выпустила цветные версии "Семнадцати мгновений", "Стариков", "Волги-Волги" и "Весёлых ребят", сообщает filmpro.ru.

Директор компании Игорь Лопатенок всячески настаивает на том, что работу свою он ведёт ради того, чтобы публика была довольна, а все претензии эстетического характера не имеют основания.

"Есть один способ понять, нравится или не нравится зрителю раскрашенный черно-белый фильм, — это количество посмотревших его зрителей, что отражают телевизионные рейтинги. А они как раз показывают, что публике очень нравится смотреть колоризированные картины. Я, знаете, скептически отношусь к этим заявлениям в интернет-блогах, что кто-то там чем-то возмущен. Чаще всего это делают люди, которые не смотрели ни одного чёрно-белого фильма, превращённого в цветной. А всерьёз против лишь небольшое число людей. Но и их доводы мне не очень понятны", - заявил он.

Крупнейший специалист по наследию творчества Сергея Эйзенштейна Наум Клейман свою позицию в данном вопросе обозначил вполне ясно: "Я считаю, что это — абсолютно абсурдное и коммерческое предприятие, губящее представление о фильме. Я против этого категорически. Но моё мнение ничего не решает: я в этом вопросе никто, я не наследник и не могу ничего сделать".

Игорь Лопатенок заявил в свою очередь, что не все чёрно-белые фильмы могут быть раскрашены. В частности, это не может быть сделано с теми картинами, где "чёрно-белая пластика задумана как художественный компонент". К таковым он отнёс "Чапаев" и "Летят журавли". Хотя и не объяснил, почему "Александр Невский", который Эйзенштейн намеренно снял чёрно-белым, не входит в их число.

В защиту своего проекта он говорит лишь, что Эйзенштейн был поклонником цветного кино и вставил цветной фрагмент во вторую серию "Ивана Грозного". Впрочем, почему Эйзенштейн, в таком случае, не сделал тот фильм целиком цветным, как и "Броненосец "Потёмкин", где раскрашен только флаг, Лопатенок не объясняет. И о том, с какой тщательностью и осторожностью Эйзенштейн подходил к цвету в кино, тоже не вспоминает.