«Харпластмасс» приступил к изготовлению для городского хозяйства Харькова промышленной партии сверхпрочных крышек и корпусов люков из армированных композиций полимерных отходов.

Как сообщили в КП «Харьковводоканал», будет изготовлена 1 тысяча комплектов люков. Технологию производства разработали специалисты «Харьковводоканала» совместно с учеными кафедры технологии пластмасс НТУ «ХПИ» и кафедры гидравлики и теоретической механики Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. Изделия из пластмассы в 1,5-2 раза дешевле и легче чугунных аналогов и неинтересны злоумышленникам, ворующим чугунные люки для сдачи в металлолом.

Как рассказал начальник отдела науки и инноваций «Харьковводоканала» Николай Горох, в Украине и в Европе люки из пластмассы производит большое количество фирм, но никому еще не удавалось добиться такой прочности и долговечности, какой достигли в «Харьковводоканале».

«Что-то похожее производили в Италии, но выдерживать вес большегрузных автомобилей может только наш люк. Разработкой пластмассовых изделий мы занимаемся с 2003 г. За это время накоплен большой опыт, в частности, подобран модификатор, который значительно улучшает прочность и другие характеристики люка. Модификатор поставляется из России. Форма люка разработана с помощью математической модели. В частности, было установлено, что ребра жесткости, характерные для чугунных люков, не улучшают характеристики пластмассовых, а ухудшают их, являясь концентратором напряжений», – отметил ученый.

По словам Николая Гороха, испытания люков с успехом проводятся с 2008 г.

«Мы даже решили нанести на наши люки клеймо. Когда где-то выходит из строя пластмассовый люк, сразу идут к нам с жалобами, а потом, конечно, выясняется, что люк не наш. В целом наши люки могут выдерживать вес до 40 т. Но производятся и менее прочные люки. А окончательно узаконить нашу разработку сверхпрочных пластмассовых люков можно будет через три года – когда закончится полный цикл испытаний и люки из первых опытных партий пройдут гарантийный срок службы», – отметил Николай Горох.