26 июля ректор Харьковского государственного университета питания и торговли Александр Черевко отмечает 60-летний юбилей.

Когда он был маленьким, никто и подумать не мог, что из этого хулиганистого бесшабашного мальчишки получится мощный ученый, крепкий администратор, настоящий лидер и всеми уважаемый человек.

Александр Черевко родился в шахтерском поселке Донецкой области. К семи годам он уже успел прославиться, да только не лучшим образом.

– В детстве никто и подумать не мог, что из меня будет какой-то толк, – улыбается Александр Иванович. – Я был сорвиголовой. Когда пришло время идти в первый класс,
ни одна учительница не хотела брать меня к себе. К тому времени я уже был известной личностью: хулиганил, постоянно дрался, бросался камнями, мог разбить окно. Мало того, я не знал ни одной буквы и цифры. Мама очень долго уговаривала учителей – и все-таки уговорила. Меня взяла в класс Вера Лаврентьевна, но я никак не мог выговорить ее имя-отчество. Поэтому меня перевели в другой класс – к Марье Григорьевне.

С этой учительницей они «сошлись характерами», и спустя годы Марья Григорьевна сказала на встрече выпускников, что Саша был ее лучшим учеником.

Маме приходилось стеречь сына в классе


Поначалу учиться он все-таки не хотел. Выводить палочки и крючочки непоседе не нравилось, и он мог прямо во время урока встать и пойти домой.

– Маме говорил: «Надоело учиться», – вспоминает Александр Иванович. – Она брала меня за руку и снова вела в школу. Доходило до того, что ей приходилось сидеть в классе – стеречь меня. Потом немножко «выбегался» и стал учиться. Учеба давалась очень легко. Я всегда был лучшим, занимал призовые места на олимпиадах. Особенно хорошо давались точные науки. Меня, шестиклассника, математик Павел Моисеевич просил продемонстрировать восьмиклассникам, как надо решать задачи. Были случаи, когда учителя просили подменить их в шестых-седьмых классах.

Однако темпераментный мальчишка не мог посвящать себя исключительно учебе. Приходил из школы, быстро расправлялся с домашними заданиями – и мчался к приятелям.

– Я рос на улице, был дворовым бесшабашным парнем, – делится Александр Черевко. – Делал то, на что не решались другие: прыгал с огромной высоты, лазил по деревьям, спускался на лыжах с крутой горы. В драку бросался не задумываясь – мне было все равно, сколько передо мной противников. В классе пользовался авторитетом: и учился хорошо, и маменькиным сынком не был. Много занимался спортом – футболом, волейболом. Несмотря на то что был отчаянным, я много думал, размышлял о жизни. Так прошло мое детство.

Впрочем, решительность и порывистость присущи Александру Черевко и сейчас.

– Я быстро принимаю решения. Если нужно – долго не раздумываю, рублю с плеча во всех ситуациях: и в жизненных, и в бытовых, и в производственных. Я по натуре своей очень добрый, и этим, конечно, пользуются. Но в гневе – если меня рассердить-раскочегарить, я страшен. Моя приемная редко бывает пустой, но когда начинаю ругаться, все исчезают, – смеется Александр Иванович. – Наверное, мой характер соответствует знаку зодиака. К тому же у меня гремучее сочетание – я Лев, родившийся в год Дракона.

Ректор «общепита» хотел создавать самолеты


– После школы я поехал в Харьков подавать документы в ХАИ, -- вспоминает Александр Черевко. – Около приемной комиссии случайно встретил парня из нашего поселка, и он посоветовал: «Не нужно тебе в ХАИ. Два года назад открылся классный институт – общественного питания и торговли». Я развернулся и поехал в ХИОП. Теперь в шутку говорю ректору ХАИ Владимиру Кривцову: «Если бы я поступил тогда в ХАИ – ректором был бы я. Но я уступил место тебе».

В вузе Александр тоже учился легко, всегда получал повышенную стипендию. Тогда же появились первые заработки: делал для заочников сложные чертежи. За работу брал пять рублей – на эти деньги можно было посидеть в ресторане, а на десять рублей можно было и девушку угостить.

– Преподаватели обратили на меня внимание, стали поручать научные доклады. Заметил меня и профессор Михаил Беляев, который был тогда завкафедрой оборудования. Он сразу привлек меня к научной работе, я помогал обрабатывать результаты научных экспериментов, делал доклады на студенческих научных конференциях. А когда окончил вуз с красным дипломом, Михаил Иванович предложил остаться у него на кафедре. К тому времени я уже был женат. На пятом курсе у меня родилась дочь, и жена уехала к родителям. Первое мое жилье в Харькове – чердак в пристройке на ул. Гуданова. Так как я жил под наклонной крышей, стоять в полный рост можно было только посредине комнатки. Так начиналось мое житье. Спустя несколько месяцев ко мне переехала жена с маленьким ребенком. Воды на чердаке не было, все удобства находились во дворе. Летом под раскаленной крышей было страшно жарко, а зимой очень холодно: вода в ведре покрывалась ледком. И все же я вспоминаю жизнь на чердаке с большой теплотой, к тому же дочка в спартанских условиях выросла закаленной. В младших классах школы хныкала: «Все в классе болеют. А я почему не болею?»

Года два семья жила на чердаке, потом перебралась в коммуналку.

Михаил Беляев стал вторым отцом


– Михаила Ивановича Беляева я считаю не только своим учителем, но и вторым отцом. Он шел в фарватере, а я следовал за ним, – вспоминает Александр Черевко. – Когда он стал проректором по научной работе, оставаясь при этом доцентом на кафедре, я возглавил научно-исследовательский сектор. Когда я писал диссертацию, он был моим научным руководителем. Я все хватал на лету, и ему это нравилось. В 1988 году ректор Иван Григорьевич Бережной ушел на пенсию, и ректором был избран Михаил Иванович, который и предложил мне стать проректором по научной работе. Мы продолжали работать в паре, поехали в Монголию. У 53-летнего Михаила Ивановича было больное сердце, а Монголия – это плато на высоте две тысячи метров над уровнем моря. От недостатка кислорода у ректора развился инфаркт, и в 1991 году он умер. Я вез его из Монголии в гробу. Михаил Иванович был трудоголиком и меня научил трудиться. Он был приверженцем науки, у него огромная научная школа. Мы в университете помним Михаила Ивановича: отмечаем его дни рождения конференциями, у нас есть аудитория и стипендия имени Михаила Беляева. Он заложил в вуз динамику, движение. Для нашего сегодняшнего университета Михаил Беляев – человек, который перевернул историю, совершил революцию, дал толчок развитию науки, превратил вуз из начетнического учебного заведения в настоящую высшую школу.

«Университет -- это моя жизнь»


Александр Черевко был надежным последователем и крепкой правой рукой Михаила Беляева, поэтому в декабре 1991 года он победил на выборах и был назначен ректором.

– Я был самым молодым ректором в Украине – мне было 39 лет. Я практически вырос в вузе. Многие преподаватели помнили меня еще студентом, но люди восприняли меня как ректора. Я старался всем помочь, стремился, чтобы вуз рос и развивался.

Выборы ректора проходят каждые пять лет, и более 20 лет подряд ректором избирают Александра Ивановича. За эти годы вуз «возмужал»: стал крепким высшим учебным заведением, учреждением с мощной материальной базой и научным потенциалом.

– Я больше ничего не умею делать. Университет – моя жизнь, – признается Александр Черевко. – Я работал только в высшей школе, прошел здесь все ступени: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, начальник научно-исследовательского сектора, проректор по научной работе, ректор. Я знаю все этапы и тонкости работы высшей школы: много лет читаю лекции, проводил все виды занятий, знаю, как организовать учебный процесс. Все сложилось, к тому же жизнь – удивительное сочетание обстоятельств и условий, и меня вела судьба. Но я не делал ничего такого, чтобы выскочить из реки судьбы, – наоборот, делал все, чтобы в ней оставаться.

По заслугам
Александр Черевко опубликовал более 25 учебников и пособий, 17 монографий, около 370 статей в научных изданиях, получил 156 авторских свидетельств и патентов на изобретения, разработал и утвердил 28 нормативно-технических документов на новые виды пищевых изделий. Государственные награды: орден «За заслуги» III ст., звание «Заслуженный деятель науки и техники Украины», лауреат Государственной премии в области науки и техники, нагрудные знаки «Отличник образования Украины», «Петро Могила», «За доблестный труд» II степени. Решением совета экспертов международной имиджевой программы «Лидеры ХХI века» награжден медалью «Деловой человек Украины». Награжден знаком ассоциации кулинаров Украины «Профессиональная доблесть» III и II ст.