Харьковский тракторный завод отметил 75-летие. Знаменательная дата пришлась на особый этап в истории завода, который можно охарактеризовать как «посткризисный». Осталось позади время колебаний, поисков и утверждения собственности. И сегодня завод на старте кардинальных изменений — в системе управления, планирования, стратегического развития, технологических и конструкторских решений.

Сегодня производственная база позволяет ХТЗ производить до 60 тысяч тракторов в год. Потребность в этих тракторах у украинских крестьян есть, и огромная — не меньше 400 тысяч, по оценкам специалистов. Правда, у большинства хозяйств и фермеров денег на покупку техники нет, а почти вся обещанная государственная поддержка остается лишь на бумаге. Например, в прошлом году на самую популярную и востребованную аграриями форму такой помощи — 30-процентную компенсацию стоимости тракторов — государство выделило менее 150 миллионов гривен из 270 запланированных. Тогда как из 650 тракторов, реализованных ХТЗ в прошлом году на Украине, 446 были приобретены именно с такой компенсацией. В нынешнем же году для компенсации стоимости отечественных тракторов, покупаемых земледельцами, государством выделено лишь 32 миллиона гривен.
Еще один фактор, не позволяющий пока заводу полностью использовать свой потенциал, — это конкуренция, далеко не всегда добросовестная. Огромное давление на украинский рынок техники оказывают зарубежные производители. Если еще три года назад импорт тракторов на Украину составлял треть от произведенных внутри страны машин, то сейчас он значительно превышает количество отечественной техники. Например, в 2003 году Украина закупила 2925 машин, в 2004 году — 4878, в 2005-м — 5356, а за первое полугодие нынешнего года из-за границы уже завезено 4483 трактора. Будучи почти втрое дороже отечественной, эта импортная техника, прежде всего белорусская и российская, хотя и собираемая на Украине, зачастую всеми правдами и неправдами включается в схемы государственной бюджетной поддержки. Той самой поддержки, без которой так страдают отечественные производители и потребители тракторов…
В общем, условия, в которых приходится нынче работать заводу, далеки от тепличных. А если в ряд проблем добавить багаж накопившихся долгов, высокий возрастной уровень специалистов, износ оборудования, проблему содержания излишних площадей и мощностей и многое другое, то впору удивляться тому, как удается сегодня заводу не только выживать и работать, но еще и развиваться. И хотя развитие это со стороны и на первый взгляд почти незаметно, тем не менее оно есть. В стартовой фазе. И первым признаком этого является переход предприятия к стратегическому планированию.
Сегодня сформирован план развития завода по 2009 год включительно. Одним из ключевых пунктов этого плана является вопрос качества продукции. В различных направлениях — начиная от мелких деталей и узлов и заканчивая комплексными решениями — постоянно внедряются инновации. Так, с целью снижения затрат конструкторами и технологами завода сформирован единый головной конвейер, обеспечивающий более оперативную сборку тракторов. Найдены новые технологические решения в выплавке чугунных деталей. Все большее количество узлов и деталей разрабатывается на мощностях самого предприятия. Все это позволит сэкономить ресурсы и снизит себестоимость харьковского трактора. Улучшается и качество машины — в нынешнем году количество рекламаций на ХТЗ по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 25 процентов. Параллельно ведутся работы по созданию ряда принципиально новых машин.
Переход на новые рельсы, изменения в системе хозяйствования и производства невозможны без кадровых изменений. Поэтому привлечение молодых специалистов — одна из главных задач, стоящих сегодня перед заводом. И задача эта весьма сложная. С одной стороны, даже после ряда постепенных сокращений кадров на предприятии все еще существует избыток инженерно-технического персонала и служащих. С другой стороны, через какие-то 5-10 лет завод может столкнуться с проблемой отсутствия кадров вообще, поскольку подготовка их государством практически не ведется. Впрочем, на ХТЗ эту проблему также предусмотрели и заблаговременно приступили к ее решению.
Вернее — к предупреждению.
По словам директора по персоналу ОАО «Харьковский тракторный завод» Владимира Атамася, уже сегодня на предприятии постоянно обучается группа рабочих различных специальностей. Правда, обучение пока индивидуальное, проходит оно на рабочих местах, под надзором старших товарищей. Постоянно повышает свой уровень и инженерно-технический персонал. В текущем году значительно увеличилось количество семинаров, посещаемых специалистами ХТЗ, в том числе и зарубежных. Тем не менее справляться с проблемой самостоятельно завод сможет лишь на этапе становления. В будущем, когда объемы производства значительно вырастут, без помощи государства ХТЗ, — впрочем, как и любому другому крупному предприятию, не обойтись.
— Нужна государственная программа профориентации и обучения персонала в области сельскохозяйственного машиностроения, — говорит Владимир Атамась. — Мы готовы участвовать, предоставлять классы, тренажеры, макеты, оборудование. Все это сохранилось, хотя и законсервировано. И в случае внедрения государственной образовательной программы все это легко можно восстановить.
Помимо возможной государственной, на ХТЗ готовится к внедрению собственная программа по привлечению молодых квалифицированных специалистов. Брать будут наиболее перспективных, амбициозных и целеустремленных — в программе четко обозначены параметры кандидатов в сотрудники: как инженеров, конструкторов, так и рабочих. А также — система мотивации их труда, включающая в себя высокий уровень зарплаты, жилье, перспективы карьерного роста. При этом, разумеется, повысится и уровень ответственности сотрудников.
А вот уровень их зарплаты растет уже сегодня. Если в начале текущего года средний ее уровень на предприятии составлял порядка 700 гривен, то сегодня — уже около 900. К 2009 году среднюю зарплату планируется довести до 2 тысяч. Возможность повышения зарплаты даст увеличение объемов выпускаемой продукции, которое планируется с начала 2007 года.
Одновременно взят курс на увеличение объемов реализации продукции и расширение не только географии сбыта, но и сегментов рынка по потребителям. Ограниченность внутреннего рынка заставляет искать покупателей за границей. Так, объемы экспорта на ХТЗ сейчас составляют около 70% реализованной продукции. Завод активно формирует собственные дилерские сети в странах как СНГ, так и дальнего зарубежья. Как показывает анализ, спрос на продукцию ХТЗ есть везде. И он постоянно растет, но не сам по себе, а по мере улучшения качества харьковских тракторов. Так, с переходом на комплектацию Euro II отмечается увеличение спроса на них в странах Прибалтики и Восточной Европы.