Слово, вынесенное в заголовок, вероятно, не всем известно. В переводе на русский язык оно означает «призывание». В философии истории так говорят о ситуациях, в которых общество или власть за неимением новых моделей развития видит в качестве идеала образец из прошлого и стремится ему подражать и его воспроизводить. «Призрак» казацкого прошлого призывался 12 октября в ДК милиции на торжественном собрании, посвященном празднованию Дня украинского казачества, который по календарю приходится на 14-е число. Многочисленные «солнца» восьмилучевых генеральских звезд слепили глаза. Этого молодого генерала зовут Юрий Викторович Белоножко. Он — заместитель гетмана украинского казачества. На его правом рукаве нашивка «головний отаман», а на левом — «Слобожанский казацкий корпус».
— Юрий Викторович, какие цели ставились перед Слобожанским казацким корпусом, когда он создавался?— Я в казачестве уже 12 лет, прошел с ним некоторый путь и наблюдал его эволюцию. На заре нашего движения в казачество шел разный народ, много было таких себе Остапов Бендеров, людей не совсем порядочных и сильно себе на уме, использовавших казачество в корыстных целях. Но была и элита, не мирившаяся с таким положением вещей, которая на базе холодногорского полка сформировала Слобожанский казацкий полк. Какие цели ставили мы перед собой? Во-первых, это идеологические вопросы, а во-вторых — экономические. Потому что казачество не должно ходить с протянутой рукой, оно должно быть зажиточным, чтобы осуществлять помощь нашей стране и нашему народу. А для этого есть все возможности: у нас в корпусе пять академиков, есть руководители заводов, институтов. Есть у нас досконально разработанные бизнес-планы, которые мы постепенно реализуем. У нас есть определенная материальная база, финансовые потоки. Есть, правда, и упущения в плане воспитания молодого поколения. Все почему-то думают, что казаки только воюют и все такое, но ведь есть цикличность развития, приносящая новые задачи. А самое главное — это любовь к своей стране, любовь к близким и любовь к Богу.
— На всех вас очень разнообразная военная форма. Что такое казачество — это организация военная, спортивная, культурная, политическая?..
— Объясняю: мы зарегистрированы по закону об общественных организациях и действуем в его рамках. Мы не трогаем вопросов политических, религиозных и прочих, способных вызывать острую конфронтацию...
От этого разговора осталось у меня впечатление, что, наверное, правильно будет сказать: политически казачество всегда только с казачеством. Есть в его истории курьезный факт: 22 мая 2004 г. В. Ющенко был исключен из рядов украинского казачества и лишен казачьего войскового звания генерал-есаул украинского казачества и войсковых наград с формулировкой «за систематическую неуплату членских взносов». В тот же день казаки выразили «всестороннюю поддержку» выдвижению В. Януковича кандидатом в президенты Украины. Но за день до инаугурации В. Ющенко был возведен в гетманство. При этом и Л. Кучму гетманства никто не лишал. Все это естественно для бизнеса, нашедшего такую форму своей организации, которая помогает этот бизнес вести благодаря преференциям, получаемым казачеством от государства. Все здесь по-человечески понятно и больших вопросов не вызывает. Разве что: а почему это государство не оказывает столь же широкой поддержки другим общественным организациям?
Совсем другие «призраки» призывались два дня спустя, 14 октября, когда представители Молодежного националистического конгресса и других националистических организаций (НРУ, ХДС, УНП, «Пора» и т. д.) праздновали 64-ю годовщину образования печально известной (больше — под обобщенным именем «бандеровцы») Украинской Повстанческой Армии. Одновременно с ними и в том же месте проводили свою акцию противоположного знака активисты организации «Слобожанский выбор», коммунисты, регионалы, Союз советских офицеров и т. д.
Кстати, почему это при выборе даты для Дня украинского казачества в свое время остановились на «дне рождения» УПА? Не потому ли, что дирижеры украинского будущего с самого начала предполагали постепенное слияние этих двух дат в одну? И почему при образовании независимой Украинской Республики ее государственным флагом был выбран именно бандеровский флаг, а не флаг УНР, отличающийся от него порядком следования цветов? Это ведь тоже — эвокация призраков ОУН-УПА образца сороковых годов и образованного ими профашистского государства.
Существует исторический документ — Акт провозглашения Украинского государства, принятый во Львове 30.06.1941 (Гос. Архив Украины, ф.3833, оп.1, д.5. с.3. (ЦГАОР). Сторонники реабилитации ОУН-УПА охотно публикуют первые две части этого документа, но всегда умалчивают о третьей. Потому что нигде и никогда в Европе не была реабилитирована ни одна организация, запятнавшая себя сотрудничеством с гитлеровцами. В третьей части этого документа совершенно недвусмысленно говорится: «Вiдновлена Українська держава буде тiсно спiвдiяти з Нацiонал-Соцiалiстичною Великою Нiмеччиною, що пiд проводом вождя Адольфа Гiтлера творить новий лад в Європi i свiтi та допомагає Українському народовi визволитися з-пiд московської окупацiї.
Українська Нацiональна Революцiйна Армiя, що творитисьме на Українськiй землi, боротисьме дальше з Союзною Нiмецькою Армiєю проти московської окупацiї за Суверенну Соборну Українську Державу i новий лад у цiлому свiтi».
Живущий в Канаде В. Полищук в книге «Гiрка правда. Злочиннiсть ОУН-УПА» цитирует дошедший через одного из командиров УПА — Тараса Бульбу-Боровца — документ. Это боевое задание, полученное УПА от бандеровского крыла ОУН в июне 1943 года, и оно полностью соответствует генеральной цели ОУН, сформулированной в 1929 году: «немедленно и в кратчайший срок закончить акцию тотального очищения украинской территории от польского населения;
— и впредь последовательно уничтожать внутренних врагов Украины, то есть всех демократов из-под флага УНР и других политических формирований».
То есть — украинцев, не разделяющих идеологию национализма. Вот против кого в действительности воевала УПА, добывая оружие в налетах на немецкие тыловые комендатуры и полицейские подразделения, мешавшие им выполнять основную задачу.
Об их идеологии в книге В. Потульницкого «Теория украинской политологии. Курс лекций», рекомендованной в качестве учебного пособия, сказано следующее: «... в Германии и Италии в межвоенный период победил фашизм, а в Украине, на территории Галичины, — наиболее близкий к нему интегральный национализм...» Интегральному национализму В. Потульницкий отказывает даже в праве войти в историю украинской политологии: «интегральный национализм Д. Донцова и М. Сциборского из-за отсутствия в нем методологии нельзя отнести к политической науке». Но это он — зря.
В ходе «праздника» произошли некоторые «безобразия», несмотря на то, что милиции было раза в два-три больше, чем участников акций. Сайт «Медиапорт» публикует фотографию советского генерала, показывающего кукиши, сидя на подножии памятного камня, поставленного националистами. Вероятно, они уже кричат: смотрите на этого вандала! Но вы лучше поймете смысл происходящего сейчас на Украине, если обратите внимание на выражение лица генерала. Ведь его кукиши — не от невоспитанности или озлобленности, они от отчаяния, от невозможности цивилизованно противостоять мощному «наезду» государства, движущегося в определенную сторону и взявшего под свою крышу националистическую идеологию, государства, функционеры которого — в данном случае заместитель губернатора В. Третецкий — возлагают цветы к «их» памятникам. Кстати, под памятным камнем не покоятся воины УПА. Под ним просто нет ничьей могилы…
Можно ли простить ветеранов УПА? По моему мнению — можно и даже нужно. Простить старых, больных, уже жалких и безвредных людей. Простить из милосердия и ради самоочищения от скверны ненависти. Но не оправдывать и тем более героизировать их прошлое, как это сделал президент своим указом.