Вазовская классика, легендарные «Жигули» - это эпоха не только в отечественном автопроме, но и в кино, где немногие фильмы обходились без появления представителя этого автомобильного семейства.

Даже в современных сериалах «жигуль» нет-нет, да и мелькнет.
Сейчас отношение к классике именно такое: она - что в кино, что в жизни - либо удел сдувающих со своей ласточки пылинки пенсионеров, либо боевая машина городских бомбил. А когда-то все было иначе. Вот даже в «Гостье из будущего» пираты Крыс и Весельчак, вытягивая из Коли Герасимова важную информацию, пытались подкупить его именно продукцией АвтоВАЗа: «Хочешь «Жигули»? Представляешь: такой маленький, а уже - «Жигули»!»

Представить такое действительно было сложно, ведь на протяжении десятилетий «Жигули» любой модели были символом достатка и процветания. Что там говорить о детях - немногие взрослые могли замахнуться на столь крутую, как сказали бы сейчас, тачку. Зато многие режиссеры прекрасно понимали, что принадлежащие герою «Жигули» - идеальная иллюстрация занимаемого им положения. И машину в этом качестве эксплуатировали в полную силу.

Недавно руководство АвтоВАЗа объявило о том, что все «Жигули» снимаются с конвейера - окончательно и бесповоротно. Автомобилисты с грустью провожают классику - проводим ее и мы, вспомнив наиболее яркие роли «Жигулей» в советском кинематографе.

«Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)

Как известно, первая модель из жигулевского семейства -«ВАЗ-2101» - была плодом сотрудничества Волжского автозавода и концерна «Фиат». Ну и где как не в совместном советско-итальянском фильме рекламировать достижения автопрома обеих стран? Зрители с восторгом наблюдали за тем, как на вожделенной машинке актриса Антония Сантили уходит от преследующего ее на «Москвиче» Андрея Миронова. Кстати, Антония управляла не «копейкой», а моделью «ВАЗ-2103», люксовым вариантом «копейки», шедшим на экспорт.

«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)


Если в «Итальянцах» Эльдар Рязанов заставил «Жигулями» восхищаться, то здесь машина, все та же «трешка», невольно стала объектом насмешек. Ибо, как и ее хозяин - надежный, основательный, обеспеченный Ипполит - символизировала собой материальные ценности, с которыми истинным романтикам Жене и Наде явно было не по пути. Впрочем, как ни жалок был терзаемый приступами ревности Ипполит, его отчаянные автопируэты на невском льду выглядели весьма эффектно. Так обнаружилась еще одна важная функция «Жигулей» - помогать людям справляться с душевными травмами.

«Москва слезам не верит» (1979)

И вновь на экраны выруливает вазовская «трешка», задача которой на этот раз - усилить эффект, вызванный превращением скромной, брошенной всеми лимитчицы Кати в элегантную даму, у которой, помимо высокой должности директора завода, имеется отдельная квартира и личное авто, шикарные черные «Жигули». Даже неполадки с автомобилем, о которых Кате сообщает ее любовник Володя («У тебя кардан стучит»), кажутся большинству зрителей элементами абсолютно сказочными, ведь для них, безлошадных, связанные со стуком кардана сложности - признак другой, богатой и сытой, жизни.

«Самая обаятельная и привлекательная» (1985)

В кадр въезжает жигулевская «семерка», а за ее рулем - вальяжный Александр Ширвиндт, призванный вместе со своим авто доказать всем, что Надя Клюева заслуживает лучших кавалеров и транспортных средств. Но мужчина Надиной мечты (Александр Абдулов), оценив автомобиль, к девушке равнодушен, хотя та и старается вовсю:

- Это мой знакомый приезжал! Уговаривает выйти за него замуж...

- Выходи, Клюева! Что тут думать? Последняя модель «Жигулей»!

Вот, кстати, и еще одна область применения для вазовских авто - помочь заарканить (или хотя бы попытаться) интересного мужчину.

«Копейка» (2002)
«Жигули» вернулись к зрителям уже не в эпизодической, а в самой что ни на есть главной роли. В комедии Ивана Дыховичного вазовский первенец за 30 лет проходит путь от мегапрестижного авто (с машиной мы знакомимся, когда ее презентуют дочери крупного партийного работника) до поражающего своей неубиваемостью ретроавтомобиля. И функция теперь у «Жигулей» наиважнейшая - показать сквозь призму скитаний от владельца к владельцу историю целой страны.

Машинка с задачей справилась. Да и как могло быть иначе? Не случайно один из героев картины произносит: «Друзья предадут-обманут, а «копейка» никогда не подведет!»