В канун Дня города и очередной годовщины открытия метро вдова почетного гражданина города Николая Конарева передала ряд экспонатов для комнаты истории харьковского метрополитена.

Среди них большой фотоснимок, запечатлевший момент подписания Государственной комиссией Акта о приеме в эксплуатацию первого участка Свердловско-Заводской линии метро. Этот фотоснимок, сделанный 21 августа 1975 года, был очень дорог Николаю Семеновичу и все эти годы висел в домашнем рабочем кабинете бывшего министра путей сообщения СССР в Москве.

Метрополитены в Советском Союзе входили в систему Министерства путей сообщения СССР. Поэтому Государственную комиссию по приему в эксплуатацию второй в Украине и шестой в стране подземки в феврале 1975 года возглавил начальник ЮЖД Николай Конарев. Всего за семь лет усилиями промышленных и строительных организаций города, специалистов-метростроевцев, прибывших в Харьков со всего Союза, удалось построить не только транспортную артерию, которой так ждал мегаполис, но и создать настоящее произведение искусства.

Отступления от проектов устраняли несколько месяцев


– Не все шло гладко, – вспоминал позже Николай Семенович. – За несколько месяцев до приемки первой очереди метро Госкомиссия выявила более 1500 отступлений от проектных решений. Тогда я выставил ультиматум: «Если хоть одно нарушение останется, метрополитен в эксплуатацию принят не будет». К чести всех людей, участвующих в строительстве, они восприняли это как сигнал к действию – и в преддверии Дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков со значительным опережением графика первый участок Свердловско-Заводской линии Харьковского метро был введен в строй с оценкой «отлично».

Николай Семенович гордился харьковским метрополитеном. Железнодорожники взяли шефство над «младшими коллегами» и помогали всем, чем могли. Большая часть руководящего состава, специалистов нового предприятия, были посланцами Южной дороги.

20-й скорый следует по расписанию


Каждый вечер от перрона Южного вокзала отправляется в рейс скорый поезд «Николай Конарев». Под щемящую мелодию «Прощания славянки» он плавно набирает скорость и устремляется на север. Имя выдающегося организатора железнодорожной отрасли страны по просьбе украинских и российских железнодорожников присвоено скорому поезду 20/19, соединяющему две основные вехи жизни Николая Конарева – Харьков и Москву.

Он выбрал свою дорогу в ранней юности. В 1943-м, когда 16-летний мальчишка рвался добровольцем на фронт, военкомат отказал ему из-за плохого зрения. Но он хотел быть нужным стране и решил, что оборонная отрасль, к которой тогда относился железнодорожный транспорт, – его дело. В 1949 году после окончания Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта получил назначение на станцию Основа. Работал инженером по технике безопасности, заместителем начальника станции Лозовая, начальником службы движения, первым заместителем начальника дороги. Трудолюбие, ответственность, талант организатора, постоянное внедрение передовых методов перевозочного процесса вели молодого специалиста по ступенькам профессионального роста. В 1972 году Конарев назначен начальником Южной железной дороги.

Под его руководством ЮЖД достигла высоких показателей эффективности труда, освоила новую технологию перевозки грузов и их переработки. В это время создан информационно-вычислительный центр, реконструирован Южный вокзал, построены жилой массив в Залютино, центральная клиническая больница № 5, Дворец спорта с плавательным бассейном «Локомотив». Высокие показатели работы коллектива были отмечены орденом Ленина.

Нет времени ждать


Коллектив ЮЖД был на подъеме, вышел в лидеры всесоюзного соревнования. И в это время позвонил министр путей сообщения СССР Борис Бещев:

– Собирайтесь в Москву, Николай Семенович. Предлагаем занять пост заместителя министра.

– Борис Павлович, я ведь только развернулся, запланировал столько дел… Дайте возможность их выполнить.

– Нет времени ждать. Входите в курс всесоюзных дел.

В январе 1976-го Николай Семенович назначен заместителем министра путей сообщения СССР. В 1982-м – министром. В 1988 году отрасль достигла наивысших показателей за всю свою историю не только в стране, но и в мировой практике, превзойдя американские железные дороги по объемам перевозок в два раза.

Внимательно следил министр за развитием родной Южной дороги и Харькова. Помог в реконструкции Кузинского путепровода, прокладке трамвайных линий на Салтовском массиве, строительстве медицинской клиники в Померках. По-прежнему опекал созданные при нем волейбольные команды «Локомотив» в Харькове и Белгороде. Очень гордился Николай Семенович званием «Почетный гражданин Харькова», присвоенного ему в 1999 году. Когда приезжал в город, всегда внимательно осматривал новые комплексы, вокзалы, жилые дома и обязательно спускался в метро. Он чувствовал ответственность за безопасность не только железнодорожного, но и подземного транспорта. По решению сессии горсовета на здании Управления ЮЖД в ближайшее время будет установлена мемориальная доска в честь почетного гражданина Харькова Николая Конарева.

Строительство метро в Харькове надо продолжать
Харьковские городские власти обратились к Президенту Виктору Януковичу с просьбой вмешаться в ситуацию со строительством метро в Харькове и помочь изыскать средства на продолжение строительства Алексеевской линии метрополитена и разворотного тупика, а также на проектные работы по продолжению метро в сторону ул. Одесской.

Николай Семенович Конарев (1927–2007) – доктор технических наук, академик Академии транспорта Украины и России, Герой Социалистического Труда. Награжден двумя орденами Ленина, двумя – Трудового Красного Знамени, а также орденами Октябрьской Революции, Дружбы народов.