Парламентарии продолжают искать возможные пути возвращения обесцененных вкладов Сбербанка.

Новая законодательная инициатива предлагает направление на компенсацию обесцененных сбережений граждан не менее 1% ВВП, полученного за предшествующий бюджетному год.
Похоже, парламентарии не собираются отказываться от одной из своих наиболее излюбленных тем - возвращение сбережений вкладчикам советского Сбербанка. Долги огромные (131,96 млрд. гривен), выплаты по ним за все годы - мизерные, так что поле для электоральных дивидендов немалое.
Ничего принципиально нового в законопроекте, внесенном нардепом Виктором Тараном-Тереном (фракция БЮТ) «О внесении изменений в Закон Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины».
Прежде всего необходимо отметить, что данная законодательная инициатива предусматривает направление на компенсацию обесцененных сбережений граждан не менее 1% ВВП, полученного за год, предшествующий бюджетному году. Во-вторых, предлагается закрепить в Законе «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины» равенство прав всех вкладчиков на получение надлежащей части вклада в соответствии с решением Конституционного Суда от 10.10.2001 г., согласно которому были признаны неконституционными выплаты вкладов в зависимости от возраста вкладчика и других обстоятельств. Помимо этого, предполагается позволить по желанию вкладчика проводить выплаты в виде безналичного перечисления средств на оплату жилищно-коммунальных услуг, обучения, лекарств.
Наконец, парламентарий предлагает установить механизм выплаты обесцененных сбережений наследникам вкладчиков при условии предъявления сберкнижки или договора страхования и свидетельства о праве на наследство. Здесь нелишнее будет напомнить, что, согласно Гражданскому кодексу, вклад подлежит наследованию на общих основаниях: на протяжение 6 месяцев с момента открытия наследства. В противном случае - не спасет даже сберкнижка, и свое право на компенсацию придется отстаивать в суде.
Стоит отметить, что тема возвращения сбережений граждан вообще является одной из наиболее популярных в стенах парламента. Так, уже сегодня на рассмотрении парламента находятся 4 законопроекта, касающихся этих вопросов. Особенную активность по отношению к данной проблеме проявляют представители фракции коммунистов. Ими было внесено 2 проекта: № 1022 (см. «Правовой АСПЕКТ» № 63(248) от 2 июня 2006 г.), № 1025 (см. «Правовой АСПЕКТ» № 69(254) от 13 июня 2006 г.). Кроме того, проект соответствующих изменений в Закон «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины» инициировал нардеп Борис Беспалый («Наша Украина»).
По состоянию на начало 2005 г. из 131,96 млрд. грн. задолженности людям было возвращено 2 млрд. 540 млн. грн., то есть только около 2 %.


Более того, нельзя не вспомнить ветированный Президентом Закон о направлении средств, полученных от приватизации Криворожстали, на погашение долгов. Да и в прошлом созыве недостатка в таких законодательных инициативах не наблюдалось: 33 законопроекта, 6 постановлений, парламентские слушания на эту тему и создание Временной специальной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам финансово-экономического обоснования источников и механизма восстановления сбережений граждан Украины. Последняя, кстати, обнародовала неутешительные цифры о том, что на начало декабря 2005 года из 131,96 млрд. грн. задолженности людям было возвращено 2 млрд. 540 млн. грн. (около 2%). Вместе с тем Законом «О Госбюджете на 2006 год» на указанные цели предусматривается только 600 млн. грн.
В разное время к источникам погашения долгов вкладчиков Сбербанка предлагалось отнести и золотовалютный резерв НБУ, и средства от приватизации, процент от продажи валюты, предметов роскоши и т. д. Однако ни одна из инициатив так и не была поддержана. Определенный шанс появился, когда 16 марта 2006 г. был принят вышеупомянутый Закон об использовании для этих целей средств, полученных от продажи акций Криворожстали. Однако, как известно, Президент наложил вето на Закон.
Что касается выплат в виде перечисления средств на оплату услуг ЖКХ, то подобные предложения уже выдвигалась в период премьерства Юлии Тимошенко. Инициатива проведения зачета путем погашения задолженности вкладчиков за жилищно-коммунальные услуги, которые образовались по состоянию на 1 сентября 2004 года, нашла отображение в Законе «О Госбюджете на 2005 год». С этой целью Минфин совместно с Ощадбанком даже утвердил Инструкцию, определяющую порядок проведения таких операций и срок подачи документов в Ощадбанк - до 15 ноября 2005 года. В 2006 году Кабмину было поручено завершить проведение таких взаиморасчетов. Но воз, как говорится, и ныне там.

Вокруг темы возмещения сбережений вкладчикам советского Сбербанка продолжается шумиха. Вместе с тем с каждым годом количество владельцев обесцененных сбережений уменьшается. Если исходить из средней продолжительности жизни в Украине и темпов погашения задолженности, то преимущественное число граждан пожилого и среднего возраста вообще не имеет возможности когда-либо в будущем получить свои сбережения. Возмещение такой суммы (почти 132 млрд. грн.) только за счет бюджетных средств является нереальным. А посему встает вопрос о необходимости поиска других источников выплат, а также более совершенного механизма
.