Муфтий Украины шейх Ахмед Тамим приехал во вторник в Харьков, чтобы поздравить мусульман с праздником Рамадан и напомнить о вечных истинах ислама.
Рамадан — девятый месяц мусульманского лунного календаря — считается священным. По преданию, именно в этот месяц Аллах вдохнул силы в пророка Мухаммеда и тот, вопреки неграмотности, записал все сказанное Богом. Так людям было ниспослано Священное Писание — Коран. А пророк Мухаммед с 610 года начал проповедовать новую веру, названную им исламом. Сначала эта религия не была признана в Мекке, где жил Мухаммед. Поэтому в сентябре 622 года он совершил хиджру (с арабского — «переселение») в город Медину. Основанная там и руководимая им мусульманская община разрослась, и в 630 году Мухаммед смог утвердить ислам в Мекке.
Священный месяц Рамадан
Эти события нашли отражение в праздновании священного месяца Рамадан. В первый день Рамадана (в этом году — 23 сентября) после вечернего намаза (молитвы) начался 40-дневный пост. На 21-й день Рамадана отмечалось «открытие» для ислама Мекки, когда главный храм этого города — Священная Кааба — был очищен от идолов и многие жители там приняли ислам. А в ночь с 19 на 20 октября — на 27-й день Рамадана — мусульмане отметили «лучшую из ночей года» — Ночь Предопределения. В эту ночь Аллах сообщает ангелам о том, что произойдет со всеми в течение следующего года (отсюда и название — «Ночь Предопределения»). Она особенна еще и тем, что мусульманин, совершивший поклонение Богу этой ночью, будет вознагражден Господом как за тысячу месяцев служения Ему.
Но в какую именно ночь Рамадана пророку был ниспослан Коран, неизвестно. Поэтому мусульмане особенно тщательно соблюдают традиции в последние десять дней месяца. Соблюдение поста в Рамадан — это одна из пяти заповедей ислама — после веры в Аллаха и его посланника Мухаммеда, выполнения намаза, отчисления закята (пожертвований) и совершения хаджа (паломничества) для состоятельных людей.
Как рассказали корреспонденту «Вечерки» харьковские мусульмане, в течение 40 дней поста они не курят, избегают других радостей жизни и закрывают рот «на замок»: в светлое время суток нельзя ничего есть (можно только пить воду). Праздник желудку устраивают в темноте — до восхода солнца и после его заката. Трапезу (ифтар) традиционно начинают с фиников, как когда-то делал пророк. На столе появляются плов, бозбаш или шурпа — супы с мясом, а также мясные блюда. Свинина и алкоголь в этот список не входят — таковы законы ислама. Непривычно видеть, как взрослые мужчины пьют вместо спиртных напитков минеральную воду и соки.
Поздравление от шейха
Горячий плов и теплые слова ждали мусульман Харькова во вторник — их поздравил с праздником приехавший из Киева муфтий Украины шейх Ахмед Тамим. Он впервые прибыл в наш город во время праздника Рамадан, хотя бывает в «первой столице» ежегодно. Подобные встречи, по его словам, проводятся не только в крупных городах Украины, но и в селах.
В небольшом зале собрались представители землячеств и исламских общественных организаций. За одним столом оказались люди разных национальностей — татары, турки-месхетинцы, узбеки, казахи, афганцы. Несмотря на этнические различия, палитру цвета кожи (вплоть до черного), мы все мусульмане, отметил муфтий Ахмед Тамим. Он напомнил о том, что истинный ислам не различает — беден ты или богат и какого цвета у тебя кожа.
Духовный лидер мусульман Украины напомнил о том, что ислам в представлении других культур выглядит религией экстремизма и конфронтации. Это произошло из-за некорректной трактовки Корана различными лицами и группировками, преследующими свои интересы, а также из-за слабой теоретической подготовки рядовых мусульман. Когда у человека есть хоть какие-то минимальные знания об истинной сути ислама, считает шейх Ахмед Тамим, его трудно сбить с правильного пути.
Почему ислам считают религией экстремистов
Муфтий Украины шейх Ахмед Тамим возглавляет Духовное Управление мусульман Украины (ДУМУ) — организацию, объединяющую мусульманские общины страны. На сайте ДУМУ есть интересные сведения, которые через призму истории отвечают на многие вопросы сегодняшнего дня.
Считается, что пророк Мухаммед предупреждал, что мусульмане после него разделятся на 73 течения. Те, кто отойдет от Ислама (их будет меньшинство), попадут в ад. В начале IV века хиджры два имама, защитники Ислама, собрали, упорядочили и подготовили материалы для защиты истинной веры от ложных течений, появившихся к тому времени. До сих пор мусульманские теологи используют доводы и доказательства, подготовленные этими имамами. Отделившиеся от истинного пути мелкие группировки — это такие течения, как ваххабиты, так называемая партия «Братья мусульмане», ахмадиты, бахаиты и прочие. Финансируются эти течения, считают в ДУМУ, в основном Англией, которая таким образом способствует расколу среди мусульман в бывших своих колониях.
Лидер партии «Братья мусульмане» Сайид Кутуб, бывший коммунист, журналист, написал книгу «Под сенью Корана», в которой он по-своему толкует Коран, утверждают в Духовном Управлении мусульман Украины: «Люди, придерживающиеся идеологии Сайида Кутуба, для достижения своих целей часто используют террористические методы, влекущие за собой человеческие жертвы, в том числе гибель женщин и детей, и подрывают тем самым общемусульманский авторитет в мире. Идеология Сайида Кутуба стала причиной кровопролитий в Ливане, Сирии, Египте, Алжире, Афганистане и других странах. Не нужно быть профессиональным политиком, чтобы понять, что основная цель этих людей — добиться власти».
Их обучают в Киеве
Основными целями ДУМУ являются объединение мусульман, распространение истинных знаний об исламе, противостояние экстремизму и фанатизму и создание исламских заведений культуры. С 1994 года духовное учебное заведение ДУМУ — Киевский Исламский университет — готовит имамов (священников). Как рассказал корреспонденту «Вечерки» шейх Ахмед Тамим, сотни выпускников украинского вуза работают не только на родине, но и в странах СНГ. В университет стремятся попасть даже абитуриенты из дальнего зарубежья.
Сам шейх Ахмед Тамим родом из Ливана, является гражданином Украины. Он считает, что украинский имам адаптирован к местной специфике, знает характер своих соседей, их культуру, умеет аккуратно выразить свое мнение, когда появляются разногласия. «Когда мы подготовили своих имамов на месте, на Украине, это помогло в противостоянии распространения литературы, изданной за пределами Украины, где каждый приводит свое представление о религии. Даже у себя дома они были причиной разногласий и конфронтаций, — отметил шейх Ахмед Тамим. — Местные имамы ограждают свою общину от таких идеологий».
На вопрос корреспондента «Вечерки», есть ли среди двух миллионов украинских мусульман разногласия между представителями основных направлений ислама — суннизма и шиизма, муфтий Украины ответил, что «если мусульманин верит в Бога и посланника, то это наш брат по вере». Мечеть — это открытое помещение, никто не следит, кто и откуда туда приходит, «но мы следим, чтобы никто не использовал помещение для каких-либо лозунгов, далеких от религии».
В Харькове в структуре ДУМУ существует единственная мечеть — на Цыгаревском переулке, 8. Другие культовые сооружения мусульман, рассказал шейх Ахмед Тамим, работают самостоятельно, не от Духовного Управления. Они связывают свое дело или с каким-то течением ислама, или с какой-то национальной принадлежностью. «Мы держим контакт, но желаем, чтобы они работали под лозунгом религии, а не под лозунгом национальных движений или какого-либо течения».
А вот тех, кто смешивает религию с политикой, сторонятся. «Мы аккуратно работаем со всеми, — говорит шейх Ахмед Тамим, — и не связываем наши дела с тем или иным политиком. Мы желаем, чтобы были такие политики, которые вспоминали о гражданах не только в сезон выборов».
Ислам – на русском
Студент Киевского Исламского университета харьковчанин Абдуль Карим рассказал, что на Харьковщине живут практически все национальности, исповедующие ислам: татары, чеченцы, узбеки, казахи, таджики, выходцы из Сирии, Пакистана, Бангладеш, Афганистана, Дагестана, Ливана. Находят друг друга в «точке сборки» — в мечети. Мусульмане — мужчины и женщины — собираются здесь по пятницам. Этнические группы общаются между собой на национальных языках, молитвы проводятся на арабском языке — потому что пророк Мухаммед был арабом. А вот межнациональным языком общения стал для мусульман русский — «великий и могучий» в Харькове знают все без исключения. Кстати, на русском выпускается практически вся литература издательства ДУМУ, обучение истинному исламу в мечети проводится также на самом доступном и понятном для всех языке.