Сыну 8 лет, он очень подвижный. Чем бы его занять, чтобы он не мотался как угорелый, а все-таки направил свою энергию в полезное русло? Игорь

Здоровый ребенок – это настоящий кинезофил


– Природа дала ребенку важное свойство – кинезофилию (от греческого «любовь к движению»), – улыбается заведующий кафедрой оздоровительно-лечебной физкультуры Харьковского педагогического университета им. Г. С. Сковороды Леонид Подригало. – Подтверждение этому – наблюдение за любым здоровым ребенком. Он бегает, прыгает, играет практически без перерыва. Если устал, может заснуть прямо там, где играл. А вот если ребенок не хочет играть – это верный признак проблем со здоровьем. Но, к сожалению, взрослые не всегда понимают это. Сколько раз маленький человек слышит: «Остановись! Прекрати бегать! Не прыгай!» Мы даже не можем представить, какой вред наносят такие слова растущему организму. Наоборот, важнейшая роль взрослых как раз и заключается в том, чтобы научить детей умело пользоваться этими движениями для повышения работоспособности и управления собой.

Школьник становится вдвое малоподвижнее малыша


Пока ребенок еще дошкольник, все не так плохо: он много гуляет и играет в детском саду или дома. Но когда идет в школу – ситуация меняется: его обездвиживает сидение за партой, уменьшение свободного времени.

– Ученые подсчитали, что после поступления в школу подвижная активность ребенка сокращается почти вдвое. А это очень тревожный признак, – предупреждает Леонид Подригало. – К сожалению, из-за гиподинамии у детей младшего школьного возраста формируются так называемые «школьные болезни», к которым относятся нарушения осанки, близорукость, плоскостопие, ухудшение физической работоспособности.

Надежная пилюля от болячек – 7–12 разных упражнений


Где взять лекарства от школьных болезней? Все просто: единственным средством профилактики является физическая культура, считает Леонид Подригало. Физическая тренировка улучшает состояние и функцию не только мышц, сухожилий, костей, нервных центров, но и многих органов и систем. Для качественного многообразия физических нагрузок достаточно 7–12 упражнений, но они должны существенно отличаться друг от друга. Это позволяет обеспечить тренировки разных сторон функциональных способностей организма.

– Создавая собственный «двигательный рацион», позаботьтесь о том, чтобы в нем были нагрузки на выносливость (лучше всего – бег), силовые упражнения для крупных групп мышц: подтягивания, отжимания, упражнения для пресса, приседания, – говорит специалист. – Необходимы и упражнения с изменением положения тела: наклоны, повороты. Наиболее универсальны по своему влиянию на организм легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки, метание, вспомогательные и подготовительные упражнения охватывают практически весь спектр воздействий, необходимых для развития таких качеств, как сила, выносливость, ловкость, гибкость. Все эти движения естественны, просты в исполнении, доступны каждому.

Плавание, лыжи способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, обеспечивают эффект закаливания. Гимнастические упражнения совершенствуют практически все двигательные способности, координацию движений, равновесие, функции вестибулярного аппарата.
Спортивные игры развивают подвижность, причем состязания с высоким эмоциональным окрасом усиливают их эффективность. Очень оздоравливают и закаляют катание на велосипеде и на коньках, упражнения на свежем воздухе.

– Необходимый двигательный режим для младших школьников – 14–15 часов в неделю. Поэтому кроме уроков физвоспитания и труда в школе, занятий в спортивных секциях нужны еще и прогулки, подвижные игры, экскурсии. Причем детям этого возраста рекомендуются игры, которые привлекают к работе большие мышечные группы (мышцы живота, спины), броски и ловля, метание предметов на дальность и в цель. Кроме того, важно разгружать позвоночник, значительную часть физических упражнений выполнять лежа на спине или на животе. При этом очень важно чередовать нагрузки с отдыхом и избегать интенсивных нагрузок, поскольку они могут тормозить рост и развитие организма, – предупреждает Леонид Подригало.