В Харькове уже два года работает уникальный проект по созданию школы равных возможностей.

Однако пока такими возможностями по-прежнему обладает лишь одно государственное общеобразовательное учреждение – школа № 124 на Салтовке.

Ребятишки в инвалидных креслах ставят спектакли


«Вечерний Харьков» уже писал о том, что 1 сентября 2010 года 124-я школа приняла трех учеников с физическими ограничениями: двух детей, передвигающихся в инвалидных колясках (в четвертый класс), и девочку с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в третий класс). Для них в школе были созданы специальные условия – построен пандус и адаптирован санузел. Кроме того, был приобретен специальный оборудованный подъемником микроавтобус, который каждый день привозит детвору  в школу и возвращает домой.

– Ребята уже перешли из младших классов в среднюю школу. Они нормально адаптировались, у этих деток ни в общении с одноклассниками, ни в обучении  проблем нет. Детвора  воспринимает их как равных, – заверяет директор 124-й общеобразовательной  школы Валентина Киевская. –  Дети с проблемами передвижения  включены в общий процесс и учатся наравне с другими, а  потому в дальнейшем лучше адаптируются к жизни. 

«Особенные» ребятишки не только успешно постигают школьные дисциплины, но и активно участвуют в общественной жизни школы, посещают кружки и даже играют в школьном театре.

– У нас появился кукольный театр, ведущими актерами в котором выступают именно эти ребята. Они ставят потрясающие сказки, – улыбается Валентина Киевская. –  В этом огромная заслуга педагога-организатора, который не только встречает и провожает детей, сопровождает в столовую, наблюдает за ними на переменах, но и  помогает влиться в школьную жизнь. Мы  создаем им такие условия, чтобы остальные дети с особыми физическими потребностями, которые тоже придут к нам учиться, были уверены:  их не унизят, не обидят, а воспримут абсолютно адекватно. И, вы знаете, все больше родителей испытывают желание отдать детей в нашу школу.

Доступной стала вся школа


Сегодня в 124-й школе учится уже 18 детей с инвалидностью и четверо – с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В этом году здесь появился лифт, который сделал доступными для детворы на инвалидных креслах все школьные этажи,  и специальный подъемник, помогающий спускаться в столовую.

– Работа над доступностью школы продолжается, – говорит Валентина Киевская. – Для слабовидящих деток мы нанесли на ступеньки яркие цвета, чтобы они могли их различить.

В этом году здесь стартовал еще один проект –  он предполагает, что сотрудники специализированных учебных заведений будут посещать  школу и помогать педагогам работать с особыми детьми.

Школе равных возможностей необходима господдержка


Пока 124-я – единственная в Харькове общеобразовательная школа, где ребятишки с  особыми потребностями на равных садятся за парты вместе с остальными школьниками.  

По словам вице-губернатора Игоря Шурмы, ни в одной госпрограмме средства на адаптацию школ для людей с особыми физическими потребностями не предусмотрены – все происходит на уровне местных ресурсов, с привлечением средств меценатов. 

Между тем, по словам вице-президента Харьковской городской общественной организации инвалидов «Креавита» Елены Шингаревой, идея инклюзивного образования, когда вместе с обычными детьми учатся дети с физическими ограничениями, признана во всем мире. Домашнее обучение не дает должного уровня образования, к тому же дети лишены общения со сверстниками.

– «Домашние» школьники не имеют навыков социализации. Если они не будут учиться в нормальной школе, у них практически нет перспективы получить в дальнейшем качественное высшее образование и трудоустроиться, – уверена Елена Шингарева.

Инклюзию практикуют и частные школы
Инклюзивное образование практикуется и в частных школах Харькова. Правда, здесь подход к ученикам с особыми потребностями несколько другой – под каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа. 

–  Два раза в год у нас проходит психолого-педагогическое тестирование учащихся, когда выделяются проблемные зоны и классный руководитель совместно с психологом разрабатывает индивидуальный план развития каждого ребенка, – рассказывает замдиректора по воспитательной работе одного из частных учебных комплексов города Дмитрий Варакин.

По словам педагога, ребята, имеющие инвалидность,  учатся в обычном классе. Детвора с понимаем относится к таким ученикам.

–  У нас есть слабослышащий мальчик. Когда учитель что-то объясняет на уроке, ребята пишут ему на бумажке, что там происходит. Он получает письменное задание и совершенно нормально чувствует себя в коллективе, – говорит Дмитрий Варакин. –  Учится  у нас и девочка-дюймовочка – очень маленького роста. Специально для нее в школе соорудили удобные ступеньки и  поставили полочку под умывальником.