В конце сентября харьковской конке – прообразу современного трамвая – исполнилось 130 лет. «Вечерний Харьков» отыскал в городе старейший трамвай.

Долгожитель 1969 года выпуска, невзирая на свой преклонный возраст, чувствует себя прекрасно и ежедневно курсирует по 12-му маршруту, доставляя пассажиров с Южного вокзала в Лесопарк и обратно.

Обосновался «старожил» в Октябрьском трамвайном депо. Кстати, тоже старейшем в Харькове.
– Основано оно в 1963 году, – с гордостью рассказывает директор депо Владимир Шевченко. – Это самое старое депо в городе, и первые трамваи появились именно здесь. У нашего депо своя история, свои сложившиеся десятилетиями традиции, отличный коллектив настоящих профессионалов – есть водители даже с 40-летним стажем! 

История харьковского трамвая

Традиционный для Харькова вид транспорта не утратил своей актуальности и сегодня, уверен Владимир Шевченко.

– Только вагоны Октябрьского депо перевезли в августе 3,9 млн. пассажиров, – подтверждает свои слова цифрами директор предприятия. – А в сентябре еще больше: люди выходят из отпусков, детвора бежит в школу. Кроме того, трамвай сегодня – это социальный транспорт. Ведь львиную долю наших пассажиров составляют пенсионеры и льготники.



Поймав «реликт» на трамвайном кругу в Лесопарке, мы, честно говоря, были удивлены: старик 310-й вагон выглядит бравым молодцом: свежепокрашенный, с новыми сиденьями в идеально чистом салоне, он резво прибыл на свою конечную остановку. 

По Харькову будет ездить Рождественский трамвай

– Это трамвай чешского производства, первая партия которых как раз поступила в Харьков. Я тогда еще студентом был, помню, появление на улицах нашего города этих трамваев стало для харьковчан настоящим событием. Что и говорить, чехи сделали вагоны качественно, причем с учетом наших климатических условий. А буквально в прошлом году за счет средств городского бюджета этот трамвай прошел капитальный ремонт на Харьковском вагоностроительном заводе, – раскрыл секрет молодости «резвого старика» Владимир Шевченко. 

«Круглые» даты харьковского трамвая и троллейбуса

– Вагон полностью разобрали, заново сварили основание, поменяли сиденья, систему отопления, капитально отремонтировали двигатели, редукторы, полностью поменяли электропроводку, систему освещения, отопление, обновили облицовку. Так что вагон вышел на маршрут в идеальном состоянии. Как минимум пять лет беспроблемной жизни ему обеспечено.

Хозяйничает в трамвае-долгожителе тоже далеко не новичок. Водитель Ольга Лутай села за «штурвал» своего первого трамвая 36 лет назад.

– Подъем в 3 часа утра, без десяти пять трамвай уже выходит на линию. Вставать в такую рань я уже привыкла, – говорит Ольга Лутай. – А что делать? Выбрала такую профессию. Кстати, никогда даже мысли не допускала, чтобы ее сменить. Работу я свою очень люблю – люблю дорогу, наши харьковские улицы, люблю общение с людьми. Трамвай – это моя жизнь. 

Харьковский ретро-трамвай сменил маршрут

Последние 10 лет Ольга Лутай возит пассажиров по 12-му маршруту: Южный вокзал – Центральный рынок – Госпром – парк Горького – Лесопарк.

– Каждая извилинка, каждая просадочка на дороге мне известна, – улыбается Ольга Лутай. – Да и пассажиры на моем маршруте постоянные – в основном рабочие ФЭДа, авиазавода, «Коммунара». Они мне уже как родные: расписание знают назубок, ждут меня – заходят, улыбаются, здороваются.

И все же, отмечает вагоновожатая, с годами пассажиры харьковских трамваев очень изменились.

– Раньше люди как-то добрее были, внимательнее, уважительнее - и не только в отношении к водителю, но и друг к другу, – говорит Ольга Лутай. – Сейчас народ стал более нервный, раздражительный, даже озлобленный. Качнуло вагон – в наш адрес уже летят оскорбления: не дрова, мол, везешь. Хотя далеко не всегда плавный ход трамвая зависит именно от водителя – сказывается и возраст транспорта, и качество пути.

Водитель трамвая с 33-летним стажем Анна Страхова коллегу поддерживает:

– Раньше пассажиры без «спасибо» из трамвая не выходили, и яблочком угостят, и гроздочкой винограда побалуют, – вспоминает АннаСтрахова. – А сейчас бегущего на трамвай человека подождешь, а вместо благодарности одни проклятия: и пенсия у него маленькая, и в вагон он с тележкой никак не взгромоздится, и трамвая 40 минут не было – во всем водитель виноват!

Тем не менее приятных моментов в работе вагоновожатого гораздо больше, отмечают женщины.

– Как-то я работала 8 марта, – вспоминает Анна Страхова. – Столько хороших, добрых слов от пассажиров услышала, столько подарков домой принесла – и цветы, и шоколадки, и книжки, и ручки. Это так приятно, когда люди тебя знают и помнят.

Харьковская трамвайная линия на Клочковской прожила сто лет

– А сколько новостей в трамвае услышишь, – смеется Ольга Лутай. – Можно телевизор не смотреть и газеты не читать – все равно в курсе всех событий будешь. Люди заходят в вагон – и тут же завязывается беседа, обмен мнениями, жаркие споры. Такое впечатление, что все пассажиры – это хорошие знакомые, которые встретились, чтобы поговорить «за жизнь».

Не обходится работа вагоновожатых и без курьезов.

– Как-то заходит в салон женщина и на весь вагон интересуется: «Мы на вашем трамвае попадем в травматологию?» А пассажиры ей хором: «Да не приведи, Господи!», – со смехом рассказывает Ольга Лутай. 

Уникальный трамвай расскажет о Харькове

– Ой, и у меня смешной случай был, – хохочет Анна Страхова. – Пассажирка спрашивает: «Трамвай на Холодную Гору идет?» Я отвечаю: «На Горячую идет». Она мне: «Хамка!» Я вышла, обошла вагон: «Женщина, говорю, смотрите, что написано – спуск Пассионарии. Так какая ж я хамка? Это и есть Горячая гора».