Накануне Дня учителя мы решили рассказать о преподавателе Харьковского физико-математического лицея №27 Илье Гельфгате, которого знают, пожалуй, все родители, мечтающие о том, чтобы их чадо знало физику.

Но как удается влюбить детей в физику – выведать эту «военную тайну» у Ильи Марковича корреспонденту «Вечернего Харькова» так и не удалось.

Знаменитый харьковский учитель «заразился» физикой в старших классах – просто было интересно, говорит Илья Маркович.

– Тогда развитием этой науки занимались серьезно, много было популярных книжек по физике. У меня по сей день сохранились некоторые из них, – говорит Илья Гельфгат .

Илья Гельфгат собирался стать ученым


Нельзя сказать, чтобы он грезил стать учителем, еще учась в школе. После университета Илья Гельфгат собирался стать ученым и действительно занялся наукой, но пошел работать в школу – и прикипел к работе с детьми. Почему для одних детей физика навсегда остается Terra Incognita, а другие щелкают сложнейшие задачи, как семечки? Опыта у Ильи Гельфгата немало: он преподает физику почти четыре десятилетия, тем не мене не берется с первого взгляда выносить вердикт – станет ли тот или иной ребенок гениальным физиком.

– Я таких диагнозов не ставлю: человек – сложная система, – считает педагог. – Я стараюсь втянуть каждого ребенка в зону ближайшего развития, а что из него вырастет – это загадка. Были, например, дети, которые никак не воспринимали предмет даже в восьмом классе, а потом получали очень высокие награды даже на международных олимпиадах.

Как удается влюбить детей в физику – уверяет, что понятия не имеет, и  выведать этот секрет у Ильи Марковича так и не удалось.

– Особых секретов ведения уроков нет. Главный секрет – работать надо. Стараюсь, чтобы дети на уроках не засыпали, – скромничает Илья Гельфгат.

Учитель не разделяет учеников на талантливых и не очень


Педагогу хватает умения не только взращивать гениев, но и терпеть на уроках «балбесов», которых, он, кстати, таковыми не считает.

– Встречаешься с некоторыми из них через время – и оказывается, что в них все-таки что-то важное запало, – философски рассуждает физик.

По официальным данным, пять учеников Ильи Марковича стали победителями международных олимпиад по физике. Только за последние пять лет талантливый педагог подготовил 73 победителей областного и республиканского этапов всеукраинских олимпиад по физике. Среди выпускников Ильи Марковича – кандидаты и доктора наук, завкафедрами в вузах, школьные учителя, руководители предприятий. Но сам учитель даже не считал, сколько его учеников стали асами в физике.

Он пишет учебники по физике


О «сверхпроизводительном» физике с удовольствием поведали его коллеги.

– Безусловно, работа с детьми – его талант и призвание, – не сомневается директор физико-математического лицея № 27 Юлия Еременко. – Он этим живет, но делает свою работу более чем на «отлично». Абсолютно все дети, которые у него учились или учатся, отзываются о нем только позитивно. Я не припомню, чтобы кто-то из учеников не любил Илью Марковича.  Физика – предмет сложный, но он умеет влюбить в нее детей. Сидят днями и ночами, решают задачи с турниров и олимпиад, и он вместе с ними. Работать с детьми у него получается органично. Вероятно, ему помогает его давняя научная работа – он кандидат наук. Он пишет учебники по физике, и его задачник стал у школьников бестселлером. Дети знают – если они пройдут этот задачник – станут победителями. Он со всеми – и с маленькими, и старшими – разговаривает на равных. Он берет  пятый класс, ведет его до одиннадцатого и не выбирает, кто менее или более талантлив – он просто их учит.

Многие его ученики работают за границей


И нынешнее, и прежние поколения талантливы примерно одинаково. Но раньше дети  мечтали стать физиками и космонавтами, а теперь приоритеты сместились: нынче в отечестве наука не в фаворе, и не все талантливые физики задерживаются в стране.

– Я знаю много ребят, которые не хотели уезжать работать за границу, но все-таки уехали, – сетует Илья Маркович. – Там они востребованы, устраиваются в ведущие институты мира.

Сейчас его ученики работают в России, в Германии, Израиле, в Сингапуре, во Франции, в Международном центре ядерных исследований в Швейцарии. К слову, и у Ильи Марковича тоже была возможность уехать. Желания не было, говорит немногословный физик.