9 октября на всей планете отмечается Всемирный день почты.

В эру интернета и поголовной телефонии почта не сдает своих позиций и шагает в ногу со временем. Благодаря модернизации, внедрению новых технологий, проектов и программ услуги современных почтовых отделений сегодня становятся востребованными как никогда.

От почтальона – до начальника отделения


Начальник почтового отделения №2 харьковского филиала Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта» Нина Тушко (на снимке) работает на почте 35 лет. Говорит, почтальоном мечтала стать с детства.

– Я жила в поселке на Кубани, почтальон у нас был самым уважаемым человеком. А мне очень нравилось помогать этой женщине, которая с тяжелой сумкой наперевес каждый день -- и в дождь, и в снег – обходила весь поселок. И в каждом доме ее ждали, встречали с улыбкой, рассказывали новости, делились радостями и бедами, – вспоминает Нина Тушко. – После школы я приехала в Харьков поступать в университет, но не прошла по конкурсу, и устроилась работать... почтальоном.

Обслуживала 17-летняя девчонка район на Павловом Поле – за институтом низких температур, который в народе назывался «хутором Веркина». На своем первом почтовом отделении она проработала 23 года, пройдя путь от почтальона до начальника отделения.

– Тогда люди часто писали письма, получали множество поздравительных открыток к праздникам, выписывали огромное количество всевозможных газет и журналов. В каждой семье обязательно читали «Крестьянку», «Работницу», «Здоровье», – вспоминает Нина Тушко. – Кстати, газета «Вечерний Харьков» тогда была невероятно популярной и разносили ее не по утрам, как сегодня, а вечером. Для этого даже был предусмотрен специальный штат сотрудников, их называли «почтальон по доставке «Вечернего Харькова».

Через два года Нина Тушко уже осваивала работу оператора доставки – сортировала почту, разбирала письма, выдавала корреспонденцию почтальонам и параллельно получала высшее образование в ХПИ.

– Даже поступив в вуз, я не могла оставить работу на почте – так она мне нравилась, – улыбается Нина Тушко. – Поэтому училась на вечернем. А получив диплом, стала работать в должности замначальника отделения связи, потом стала начальником.

Корреспонденции и посылок меньше не стало


Два последних года Нина Тушко возглавляет почтовое отделение №2, которое обслуживает десять участков, начиная от ул. Маяковского и заканчивая Зеркальной струей.

– Конечно, со временем содержимое сумки почтальона изменилось, – замечает Нина Тушко. – Сейчас почтальоны тоже разносят газеты, но уже не в таком количестве, как в былые времена. А вот корреспонденции, даже невзирая на Интернет, «аськи», «имейлы» и SМS, меньше не стало. Работа различных предприятий, фирм, организаций связана с большим документооборотом – и отправлять столь важную корреспонденцию они предпочитают заказными
письмами.

Почта по-прежнему доставляет посылки и бандероли. Причем количество этих отправлений в наши дни не только не сошло на нет, но даже выросло – благодаря интернет-торговле.

– Сегодня почтовые отделения предоставляют огромное количество услуг, которых раньше не было, – говорит Нина Тушко. – Это прием коммунальных платежей, оформление подписки на газеты и журналы, курьерская доставка, денежный перевод. В почтовом отделении можно забронировать авиа- и железнодорожные билеты, оплатить банковский кредит. На ура расходятся открытки. Правда, покупают их в основном организации ко всевозможным праздникам и юбилеям сотрудников.

Старики с нетерпением ждут почтальона


– А вообще, работников почты люди любят, – говорит Нина Тушко. – Почтовое отделение становится для жителей района чуть ли вторым домом. Жильцы близлежащих домов и ключи от своей квартиры могут нам оставить, мол, сын из школы прибежит – вы ему отдайте; и деньги -- с просьбой передать, например, соседу.

Нередко люди заходят в отделение просто поговорить, рассказать новости, поделиться бедами, похвастаться внуками, посетовать на недотепу-зятя или пожаловаться на пьяницу-мужа... Так что сотрудники почты в курсе всех событий.

– А уж бабушки и дедушки нам вообще как родные. Каждого и в лицо, и по фамилии знаем – они же у нас пенсию получают, – улыбается Нина Тушко. – Если бы вы знали, как старики, особенно одинокие, ждут почтальона, который доставляет им пенсию на дом. Ну кто еще уделит пожилому человеку или инвалиду, который практически отрезан от внешнего мира, столько времени и внимания? Бывает, просят продукты им купить – наши девочки и батон, и творог им по дороге занесут.

Как и в любой работе с людьми, в жизни сотрудников почты случаются всевозможные курьезы.

– Принес почтальон дедушке пенсию на дом. А старичок через время приходит в отделение и говорит: «Расписаться-то я – расписался, а денег мне не дали...», – рассказывает Нина Тушко. – Начальник отделения тут же звонит почтальону: «Таня, такой-то пенсию получил?» – «Получил, – отвечает девушка. – Скажите ему: деньги за иконкой лежат, на второй полочке, в такой-то книжечке. Мы вместе пересчитали, сложили и туда спрятали...». Старичок все вспомнил и, посетовав на «склероз проклятый», спокойно пошел домой...

Кстати, большой популярностью у пожилых людей пользуется услуга по доставке товаров на дом – не выходя из квартиры, у почтальона можно купить мыло, стиральный порошок, туалетную бумагу, салфетки, конверты, открытки.

– Кроме того, почтальон прямо на дому примет платеж за коммунальные услуги, оформит подписку на любое периодическое издание, – продолжает Нина Тушко. – Даже за посылкой, бандеролью или заказным письмом самому идти на почту вовсе не обязательно – стоит позвонить в почтовое отделение, и почтальон доставит их по нужному адресу.

Харьковский филиал входит в тройку лучших
Почтовое отделение №2, возглавляемое Ниной Тушко, находится в составе харьковского филиала УГППС, который входит в тройку лучших предприятий связи Украины. Руководит филиалом Ваграм Гулян.