Поначалу центр реабилитации летучих мышей планировали разместить в Харьковском зоопарке, но пока неизвестно, удастся ли воплотить эту идею в жизнь – у зоопарка не хватает денег.

Еще есть мысль разместить центр на базе Харьковского университета имени. В.Н. Каразина. Пока энтузиасты ищут источники финансирования, обездоленные животные живут в обычной городской квартире.

Лектор-педагог Харьковского зоопарка Алена Гукасова – специалист по летучим мышам. Она не только изучает жизнь этих загадочных для обывателя животных – зоолог спасает их от смерти. Трудно представить, но через ее руки прошли тысячи летучих мышек, причем «стационар» для выхаживания больных зверьков находится пока у Алены Гукасовой в квартире.

– Чаще всего ко мне попадают животные с переломами: люди неправильно их берут в руки и ломают им предплечья, – говорит зоолог.

«Дракончики» требуют нежного обращения. Природа наделила их очень нежными и хрупкими крыльями с тонкими косточками -- их нельзя сжимать и сдавливать. Зверек с переломами в природе не выживет, поэтому Алена берется спасать им жизнь. Некоторых приходится выхаживать не один месяц, причем не всегда успешно.

– У последней мыши, которая у меня жила, крыло срослось неправильно. Жить мышка будет, но летать больше не сможет, – сетует специалист.

Научное название мышки-инвалида – пигмей. Выходив пигмея, Алена отдала его своей помощнице – юннатке из Харьковского зоопарка Лене. Девочка назвала пигмея Бусинкой: вероятно, потому что глазки у зверюшки, как бусинки, к тому же мышки этого вида самые крошечные среди харьковских летучих мышей. Их малюсенькое тело достигает трех сантиметров в длину, размах крыльев – 10-12 см. Весит Бусинка три грамма. Кстати, она стала в Харькове публичной: ее показывают детям на лекциях – сейчас он просвещает людей, говорит зоолог.

Алена Гукасова приносит к себе домой и истощавших мышек.

– Они очень зависят от своих жировых запасов – к зиме накапливают жирок, а примерно с ноября по апрель (пока не появятся жучки) сладко спят. У них есть критический предел массы тела, после которого они не смогут дожить до того момента, когда появится еда – насекомые. Обычно к зиме в университете имени Каразина или Госпроме меняют окна и находят там зимующих зверьков, – говорит зоолог. – Очень часто люди по незнанию выбрасывают летучих мышей или звонят нам. Мы их забираем, поим их водой. Нередко у мышей бывает очень низкий вес, мы их подкармливаем, а затем выпускаем на волю.

Мышки живут у нее дома в полотняных мешочках.

– Их очень удобно там держать. Много места им не нужно: мыши едят и спят, – рассказывает Алена Гукасова. -- А летучей мыши нужно висеть: лапками она цепляется за ткань и висит внутри мешочка. Кроме того, мешок хорош для обездвиживания летучих мышей с переломами.

Наблюдать за ними любопытно, говорит зоолог. Это очень интересные животные. Летучие мышки – большие аккуратистки: они очень тщательно умываются, вылизывают свою шерстку. Алена знает харьковчан, у которых в квартирах живут летучие мыши, но зоолог не рекомендует держать их дома. Дело в том, что летучие мыши не заботятся не только о своей фигуре, но и о бюджете хозяина: за один присест съедают объем еды, равный примерно трети собственного веса. Даже крошечный «дракончик» может запросто слопать около 20 насекомых.

– Живой корм достать для летучих мышей очень сложно, особенно зимой. Приходится покупать мучных червей, сверчков, а это недешево, – говорит специалист.

У «ночных бабочек» металлические голоса


Есть и другой нюанс их содержания дома. Крылатые мыши – соседи, в общем-то, спокойные: наедятся и сладко дремлют. Правда, если мышь одна – она скромняга-скромнягой: позволяет себе лишь слегка попискивать, если проголодается. Если же в мешочке или в клетке несколько животных – они живо переговариваются. А уж если их наберется десятка два, а то и сотня (а такое бывало в доме у Алены) – они создают немало шума. Причем слушать болтовню летучих мышей – это, мягко говоря, на любителя: их голоса далеки от соловьиных трелей – они напоминают резкий металлический скрежет.

Мордахи у летучих мышей тоже не каждому по нраву, но Алене они кажутся нравятся.

-- Есть более, а есть менее симпатичные виды. Я очень люблю ушанов, которые обитают в наших лесах: у них огромные уши, они очень интересны своим образом жизни. Они могут зависать в воздухе, как колибри, и, зависая, собирать бабочек и гусениц с деревьев.

В Харькове нет вампиров


У мышек приличные зубки: клыки у рыжих ночниц, например, достигают трех миллиметров. Острые зубы нужны летучим мышам, чтобы пережевывать твердых насекомых, а вовсе не для того, чтобы прокусывать шею зазевавшимся прохожим.

– Среди наших летучих мышей вампиров нет – нетопыри обитают только в Южной Африке, поскольку любят тепло, а у нас их быть не может. Тем не менее категорически нельзя брать летучих мышей голыми руками, – предупреждает Алена Гукасова. – Летучая мышь может укусить, если ей причинить боль: в случае опасности они защищаются. Могут даже прокусить руку, поэтому зоологи всегда работают с ними в перчатках.

У всех видов разный характер: среди летучих мышей есть и холерики, и флегматики. Некоторые – пигмеи например – хоть и крохи, но очень темпераментные: неспокойные, шустрые и общительные -- они издают очень много звуков. А вот у рыжие вечерницы (это самый массовый вид в Харьковской области) характер поспокойнее.

В остальном летучие мыши – удобные соседи. Они могут жить до 30 лет – вероятно потому, что ведут размеренный образ жизни. Большую часть своей жизни они спят: весь световой день (с перерывом на еду) и всю зиму. А когда не спят – едят или размножаются.

Летучие мыши улетают на юг


В Харьковской области обитает 12 видов летучих мышей. Одни поселились на «ПМЖ» – в лесах, пещерах, подвалах зданий. Выбор жилья определяет комфортом: они могут жить только при температуре от +3 до +10.

-- Мышам, которые к нам попадают, мы надеваем на предплечье колечко с номером. По данным кольцевания, в зданиях Госпрома и университета имени Каразина живут около 10 тысяч летучих мышей. Также они выбирают для зимовки высотки Северной Салтовки – чердаки, полости под балконами, трещины между бетонными плитами. Есть виды-мигранты: живут у нас летом, а зимой улетают на юг – в пещеры Крыма, Кавказа. В квартиры и здания животные залетают не случайно – они являются для них аналогом пещер и скал.

Без летучих мышей человечество одолеют насекомые


– Зимой страдают и умирают очень много летучих мышей. Мы не знаем, сколько их убивают люди. Мы планируем создание для мышек центра реабилитации, чтобы лечить их не дома, а как это принято на Западе, в цивилизованных условиях, – говорит зоолог. – Если будет такой центр – люди смогут приносить их на оздоровление, подкармливать. Все виды обитающих в Харькове летучих мышей занесены в Красную книгу. С исчезновением этих животных нас ждет засилье насекомых, в том числе комаров. За лето они съедают тонны насекомых. Одна колония мышей (15-20 особей) может съесть за сезон до 100 кг насекомых.