В Первой столице открыли мемориальную доску врачу-гуманисту, гречанке по происхождению – Ксении Илиади.

Как уже сообщал «Вечерний Харьков», Памятный знак установили на здании детского отделения Харьковского областного клинического противотуберкулезного диспансера на ул. Потебни, 16, сотрудником которого она была многие годы.

Долгое время о ее подвиге знали единицы. Как говорят те, кто знал Ксению Александровну, она была чрезвычайно скромным человеком и сама о себе почти не рассказывала.

Великую Отечественную Ксения Илиади встретила в Харькове. Когда из города начали эвакуировать предприятия и гражданское население, она осталась, так как не могла бросить больных родителей. И даже когда в Харькове был установлен жестокий оккупационный режим, Ксения Ивановна продолжала работать во 2-м тубдиспансере.
На ее счету много спасенных жизней: она выдавала молодым ребятам фиктивные справки о наличии у них открытой формы туберкулеза, чтобы защитить от угона в Германию. Ксения Александровна знала немецкий язык и справки выписывала на немецком. А  для большей убедительности делала своим пациентам пневмоторакс легких (скопление воздуха или газов в плевральной полости.

– В то время и в тех условиях выполнение таких манипуляций могло привести к смерти пациента, – считает завкафедрой фтизиатрии и пульмонологии Харьковского национального медицинского университета Ольга Шевченко. – Ее выручал высокий профессионализм и самоотверженность.

Вместе с тем Илиади продолжала лечить больных, а также выхаживала раненых и изувеченных людей. Среди спасенных – Николай Бакшеев, впоследствии ставший главным хирургом-гинекологом Украины. Позже он рассказал, как Ксения Александровна работала по 12--18 часов в сутки, рискуя  попасть в руки гестапо.

– Она не раз помогала подпольщикам, которые оставались в городе для выполнения задания, – вспоминал Николай Бакшеев.

После освобождения Харькова уже спасенным пришлось выручать свою спасительницу: советская власть предъявила ей обвинение в содействии оккупационному режиму. И лишь в конце шестидесятых годов XX века, после работы специальной комиссии, изучавшей деятельность Илиади в оккупационном Харькове, врача-героя наградили медалью «За отвагу».

В 2003 году на фасаде здания городского детского противотуберкулезного диспансера, располагавшегося в то время в доме № 52 на ул. Сумской, была установлена мемориальная доска Ксении Илиади. Но через год диспансер перевели в новое помещение, а мемориальная доска в 2009-м исчезла. На установку нового знака собирали деньги всем миром, в том числе греческая община и студенты Харьковского базового медицинского колледжа № 1. 

Из досье «ВХ»
Ксения Александровна Илиади родилась в 1895 году в Бессарабии в многодетной семье (у ее родителей было 16 детей). В 1917 году она приезжает в Харьков, чтобы поступить в медуниверситет. Фтизиатром в Первой столице Ксения Александровна проработала более 30 лет, причем большей частью  в тубдиспансере № 2. По рассказам коллег, работавших  с Илиади, она могла безошибочно поставить правильный диагноз еще до рентгенологического обследования пациента. На пенсию врач ушла в возрасте 72 лет. Точная дата смерти не установлена.