Ровно 45 лет назад было утверждено проектное задание первой очереди метрополитена в Харькове.

У истоков подземки стоял Леонид Исаев, сначала как ответственный за ход строительства метро в обкоме партии, потом – как руководитель предприятия, возглавлявший Харьковский метрополитен 18 лет. В 2000 году Леониду Исаеву было присвоено звание «Почетный гражданин г. Харькова».

Почти вся трудовая деятельность Леонида Исаева связана с ж/д транспортом. Начинал кочегаром на паровозе  в харьковском депо «Октябрь» ЮЖД. Окончил железнодорожное училище, затем институт инженеров ж/д транспорта. Работал машинистом 1-го класса электровоза, машинистом-инструктором, начальником отдела управления ЮЖД, замначальника Южной.

– 26 апреля 1984 года в 10.10 на коллегии Министерства транспорта меня назначили начальником Харьковского метрополитена. А 26 апреля 2002 года в 10.50 министр транспорта Украины подписал приказ об освобождении меня с этой должности в связи с переходом на постоянную работу в Верховную Раду. Итого, ровно 18 лет и 40 минут я возглавлял харьковскую подземку, – улыбается Леонид Алексеевич.  – Тогда это был самый большой стаж работы на посту начальника метрополитена среди всех 132 подземок мира.

В детстве мечтал стать...  моряком


Родился Леонид Исаев 17 апреля 1937 года в г. Дергачи, там же закончил среднюю школу. Свою первую учительницу – Полину Леонтьевну Попович вспоминает с благодарностью до сих пор. И хотя с успеваемостью в школе у Леонида было все в порядке, но поведение «хромало».

– Все потому, что я всегда и во всем стремился быть первым, быть на виду, – признается он.

С детства Леонид Исаев занимался плаванием и мечтал стать...  моряком. Но поступил в одно из харьковских технических училищ.

– В тот год в Харькове их открылось сразу одиннадцать – готовили и  слесарей, и токарей, и пекарей,  и чертежников, и проектировщиков, – вспоминает Леонид Исаев. – Я поступил в техническое училище № 1 на ХЭМЗе, через год получил  специальность слесаря  по ремонту промышленного оборудования шестого (!) разряда. 

Заставил работать чехословацкий станок


Свое первое рабочее место – на турбинном заводе – и первого бригадира Фильку (так с любовью именовали его рабочие) Леонид Исаев помнит отлично.

– Мне тогда не было и восемнадцати. «Сынок, у нас дядя Вася работает больше 40 лет, у него пятый разряд. Скажи, могу я тебя назначить слесарем шестого разряда? – предложил он. – Давай так: мы тебя проверим. Выполнишь работу – будешь с шестым разрядом, а нет...» –  с улыбкой вспоминает первые слова бригадира Леонид Исаев.

И дали мальчишке трудно решаемую ремонтную задачку

– В цехе барахлил чехословацкий – размером с двухэтажный дом – радиально-сверлильный станок с гидравлическим управлением,  которых ранее в стране не было и опыта их ремонта тоже. А я  сталкивался с гидравликой на практике – на заводе «Гидропривод», – рассказывает Леонид Алексеевич.

Не прошло и пяти часов, как смышленый парнишка явился в коптерку к слесарям: «Принимайте работу». Бригадир не поверил. «Если станок не работает – я тебе этими концами (ветошь, которой слесари руки вытирают)  всю морду раскрашу!» – пообещал он. «А если все нормально?» – не испугался тот. «Тогда – ты мне!» –  говорит.

Взяв слесарей в свидетели, бригадир проверил станок – все работает!

– Протягивает он мне «концы» замасленные, а я руки за спину спрятал. Тогда Филька сам себя по лицу: «Так тебе и надо!..» – смеется Леонид Алексеевич.

Дисциплина была железная


Леонид Исаев стоял у самых истоков харьковской подземки – с 1974 года он работал в отделе транспорта и связи обкома партии и отвечал за ход строительства метро. А 23 августа 1975 года был пущен первый участок первой линии  метро протяженностью 10,5 км с восемью станциями от пр. Московского до ул. Свердлова, в 1978-м – второй участок, до завода «Электротяжмаш». Шло интенсивное строительство линии, связывающей Салтовку с центром города, планировался выход на другие районы. Горожане мгновенно оценили скоростные качества, исключительную надежность и комфортабельность метро и с нетерпением ждали открытия новых станций.

– Дисциплина на предприятии была железная. График движения поездов соблюдался на 99,9% – это был уникальный показатель, – гордится Леонид Алексеевич. – У нас было 3500 работающих, и за 18 лет мы ни одного из них не потеряли, не получили ни одного замечания, не было ни одной ошибки в расчетах в свою пользу...

Леонид Исаев уверен: чтобы спрашивать с других – нужно иметь на это моральное право, поэтому руководитель обязан отличаться повышенной ответственностью, работоспособностью и самоотдачей. Тогда же на метрополитене был разработан кодекс норм поведения и морали.

– Мой рабочий день начинался в 6 утра, заканчивался далеко за полночь, –  рассказывает Леонид Алексеевич. – Каждый день ровно в  6.15 диспетчеры докладывали, как прошла ночь, как начался день, какие задачи им сегодня нужно решить. Это правило не нарушалось, даже когда я уезжал в командировку за границу. Помню, в первый год  работы я обзванивал диспетчеров и речь одного из них показалась подозрительно невнятной.  Задал один вопрос, другой и убедился – нетрезвый. Через два часа тот был уволен. С того момента ни одного человека  мы ни разу не видели на работе пьяным.

Харьковское метро «обошло» столичную подземку


С первого дня работы Леонида Исаева на посту главы Харьковского метрополитена приоритетными направлениями стали автоматика и телемеханика. В середине 90-х, несмотря на финансовые трудности, на предприятии был создан единый диспетчерский центр, который системно управляет организацией работы всего метрополитена. Эту идею руководитель подземки  привез из Бразилии – ничего подобного в то время не было ни в СССР, ни в Европе.

Трижды за последние четыре года перед распадом СССР Харьковский метрополитен получал переходящее знамя ЦК КПСС, которое до этого буквально считанные разы  покидало столичную  подземку.

– А значит наши показатели были гораздо выше, чем остальных метрополитенов Советского Союза, – с гордостью отмечает Леонид Исаев. 

Бывший начальник ЮЖД Николай Конарев, ставший впоследствии министром путей сообщения СССР и хорошо знавший Леонида  Исаева по работе, считал его не просто одним из лучших своих выдвиженцев и соратников, а лучшим начальником метрополитенов Страны Советов.

Из досье «ВХ»
Леонид Алексеевич Исаев более 30 лет избирался депутатом районного, городского, областного советов. Как депутат Верховной Рады IV, V, и VI созывов принимал участие в разработке законопроектов по развитию транспорта, а также местного самоуправления. Почетный железнодорожник СССР. Заслуженный работник транспорта Украины. Почетный член президиума Международной ассоциации метрополитенов. Член коллегии Министерства транспорта Украины и государственного комитета Украины по делам ветеранов, профессор, академик транспортной академии Украины. Имеет награды Украины, православной церкви, зарубежных государств. Полный кавалер ордена «За заслуги».