28 июня 1946 года на Горьковском автомобильном заводе начался выпуск самого известного советского легкового автомобиля «Победа».

Автомобилю было присвоено официальное наименование ГАЗ-М-20 и именно она открыла новый эпизод в жизни ГАЗа. «Победа» стала первым массовым советским автомобилем. Собственная машина (или, как тогда осторожно выражались, «автомашина для личного пользования») до «Победы» рассматривалась как правительственная награда. Комичный случай произошёл при разработке машины. Автомобиль планировалось выпускать под названием «Родина». Никто из создателей и не думал о том, как к этому отнесётся вождь. Когда до Иосифа Сталина дошла эта новость, он нахмурил брови и усмехнулся, задав вопрос: «Ну и почём у нас будет родина?» Естественно, после этого название сразу же сменили.

Автопробег с участием Януковича и Медведева: как это было

Интересно, что «Победа» – первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа – без выступающих крыльев, подножек и фар. Помимо оригинальной «бескрылой» формы, её кузов отличался и небольшой по тем временам высотой – соответственно ощутимо изменилось распределение масс, снизились высота центра тяжести, линия крыши, поясная линия, линия пола и уровень подушек сидений. Двигатель при этом был вынесен вперёд, что также позволило сделать капот и автомобиль в целом ниже. Для того времени такую компоновку можно охарактеризовать как передовую. Большинство иностранных фирм пришли к подобным решениям на массовых моделях гораздо позже.

Всего было выпущено 235999 машин, включая 14222 кабриолетов и 37492 такси. Причем «Победа» была первым советским автомобилем, который стал известен за границей - его экспортировали в Финляндию и Бельгию именно для таксопарков. Победа послужила хорошей основой и для создания спортивных машин. Уже в 1950 году специально подготовленная «Победа» побеждает на всесоюзных соревнованиях по автоспорту. Кроме того, в 1955 году с освоением целинных земель стали выпускать полноприводную модификацию машины – ГАЗ М-72.

В автомобиле впервые в СССР были установлены электрические указатели поворотов, обдув-антизапотеватель лобового стекла, отопление салона. Отопитель оставался дополнительным оборудованием и на многих иностранных моделях вплоть до середины 50-60-х годов.

С 1951 по 1972 год «Победа» по лицензии выпускалась в Польше на заводе FSO (Fabryka Samochodow Osobowych), под маркой Warszawa.

Автомобили ГАЗ среднего класса следующего поколения, к разработке которых приступили в 1952-53 годах, уже не несли имени «Победа»: они разрабатывались под девизами «Звезда» и «Волга». Тем не менее, в конструкции «Волги» были реализованы очень многие многие наработки по проекту «Победы» второго поколения.