После проведенной реконструкции снова открыл свои двери для пассажиров железнодорожный вокзал в городе Изюме Харьковской области.

Вокзал не зря считается «лицом» любого населенного пункта – ведь именно по его внешнему виду складывается первое впечатление о городе у каждого впервые прибывающего сюда путешественника. Да и пассажиры, проезжающие ту или иную станцию транзитом, тоже судят об уровне жизни местного населения по красоте и опрятности ее вокзала. А уж если станция находится на границе области или страны, то ответственность за создание имиджа «своей» территории лежит на ней еще большая. Именно такой является станция Изюм, которая расположена на границе Харьковской и Донецкой областей.

Изюмский вокзал был построен в 1950 году и с тех пор, в общем, внешне не потерял своего торжественного вида, присущего архитектуре тех лет. Однако условия для обслуживания пассажиров и для работы сотрудников вокзала здесь давно уже не соответствовали современным требованиям. К реконструкции вокзала специалисты Южной дороги приступили в начале августа и, работая в две смены, сумели завершить ее в рекордно короткий срок – за два с небольшим месяца. В результате вокзал по своему внешнему виду помолодел как будто лет на несколько десятков лет. Строителям удалось сохранить даже оригинальные лепные украшения фасадов. В этом смысле «южане» остались верны своим традициям – ведь при реконструкции вокзалов (будь они совсем небольшими или же, наоборот, крупными комплексами) Южная дорога никогда не занималась безликим «евроремонтом», отдавая предпочтение сохранению исторического облика зданий. Все вокзалы ЮЖД (в том числе и реконструированные в этом году на станциях Харьков-Балашовский, Красноград, Сахновщина, Селещина, Орелька, Кегичевка) сохранили свои архитектурные «изюминки». И это – принципиальная позиция начальника дороги Виктора Остапчука, усилиями которого уже сделано очень многое для сохранения исторического прошлого Харьковского региона.

Впрочем, бережное отношение к прошлому на ЮЖД отнюдь не означает консерватизма в технологиях. Скорее, наоборот – именно на Южной первыми апробируются и внедряются в жизнь новейшие идеи ресурсо- и энергосбережения.

В ходе реконструкции вокзала Изюм проведена перепланировка внутренних помещений, полностью заменены системы отопления, водоснабжения и водоотведения, а также выполнено устройство систем вентиляции и кондиционирования. Также выполнен большой комплекс работ по замене наружных инженерных сетей. В частности, вместо старой воздушной (расположенной на опорах) теплотрассы проложена новая подземная, с использованием энергосберегающих гибких теплоизолированных труб, армированных кевларовым волокном (впервые ЮЖД применила эту технологию в прошлом году на станции Кегичевка). Эти трубы практически полностью исключают теплопотери, имеют неограниченный срок эксплуатации и очень экономичны (в частности, структура их внутренней поверхности исключает «зарастание», характерное для металлических труб теплотрасс, которое приводит к дополнительным энергозатратам, т.к. увеличивает нагрузку насосов). Использование современных технологий при строительстве теплотрассы, замена системы отопления, утепление стен вокзала пенополистирольными плитами, установка новых оконных и дверных блоков по предварительным подсчетам позволит уменьшить затраты на отопление в несколько раз.

О большей части всей этой инфраструктуры, скрытой от глаз постороннего человека, пассажиры могут и не догадываться. Но вряд ли они не заметят того, что в залах ожидания теперь будет тепло зимой и прохладно летом, ведь раньше микроклимат внутри здания немногим отличался от погоды на улице.

Раньше это был просто вокзал, – говорит жительница Изюма, директор городской вечерней школы Вера Скрипай. – В одном из залов был ресторан, который не работал уже много лет. В зале ожидания стояли скамейки и всегда было холодно. Нередко там собирались люди без постоянного места жительства. А теперь – просто нет слов, чтобы выразить свое восхищение.

Действительно, интерьеры вокзала после реконструкции, что называется, радуют глаз своей нарядностью и в то же время лаконичностью. Красивые занавески на окнах, удобная мебель, стильные светильники. После реконструкции на вокзале появился еще один зал ожидания – повышенной комфортности, в котором установлена мягкая мебель и телевизор. Есть комната для пассажиров с детьми – с детской мебелью, книжками и игрушками. Железнодорожники позаботились и об удобстве пассажиров, передвигающихся на инвалидных колясках – для них также оборудованы комната отдыха и санузел. Есть на Изюмском вокзале теперь даже условия для отдыха командировочных или пассажиров, находящихся в пути долгое время. В небольшом мини-отеле (а фактически, в уютной спальне) установлены две удобные кровати, так что утомленному дорогой и многочисленными пересадками пассажиру можно прилечь поспать – вместо того, чтобы пытаться «покемарить» на скамейках в зале ожидания или на улице.
Покупка билетов теперь тоже станет и комфортнее, и быстрее.

– Если раньше справку о прибытии поезда, о наличии мест в проходящих поездах давали билетные кассиры, и из-за этого к кассам выстраивались по две очереди, то теперь со всеми вопросами можно обращаться в справочное бюро, – говорит начальник вокзала станции Изюм Ольга Завгородняя. – В помещении вокзала имеется также электронное информационное табло, показывающее в режиме он-лайн наличие свободных мест в проходящих поездах. А информационный «киоск» с сенсорным управлением позволяет посмотреть наличие свободных мест за 45 суток на все поезда, проходящие по Южной железной дороге. Теперь у нас есть и камера хранения, в которой можно оставить вещи. А еще пассажир, путешествующий с компьютером, может воспользоваться услугой Wi-Fi в зале повышенной комфортности Есть также возможность зарядить мобильный телефон.

Сами сотрудники вокзала также довольны произошедшими переменами. Теперь у них появилась специально оборудованная мини-кухня, где можно приготовить еду и поесть, компактные шкафчики для одежды, теплый туалет и даже душ. Все это в конечном итоге повлияет на качество обслуживания пассажиров в лучшую сторону, ведь рабочая смена части сотрудников вокзала составляет 12 часов.

Еще один штрих: для коллектива Изюмского вокзала, который состоит только из женщин, специально пошита оригинальная форменная одежда, к которой прилагаются белые перчатки. Кстати, с появлением на вокзале после его реконструкции дополнительных услуг, увеличился и штат сотрудников: в дополнение к уже имеющимся здесь создано 14 новых рабочих мест.

Во время торжественного открытия вокзала Виктор Остапчук поблагодарил всех железнодорожников, принимавших участие в реконструкции вокзала, посадочных платформ, пешеходного моста и переходов, путевого хозяйства и систем связи, отметив, что благодаря их работе станция стала не только красивее, но и значительно увеличилась безопасность движения поездов.

– Теперь эта станция Изюм – одна из лучших на железной дороге, она полностью соответствует XXI веку, – сказал начальник ЮЖД.

Виктор Остапчук также поделился планами по дальнейшей реконструкции станций и вокзальных комплексов Южной дороги. Так, к началу олимпиады в Сочи планируется провести реконструкцию станции Казачья Лопань, через которую на Сочи, скорее всего, пойдут все поезда из Москвы и других близлежащих областей России. Так что программа по реконструкции вокзальных комплексов, начатая на ЮЖД еще в 2000 году, продолжает воплощаться в жизнь.