У моего сына на письменном столе вечный бедлам. Подскажите, как использовать небольшую поверхность стола, чтобы на нем было удобно работать? Алла

-- Необходимо приучить ребенка еще до начала занятий готовить все учебные пособия и материалы, которые могут понадобиться, -- считает завкафедрой оздоровительно-лечебной физкультуры Харьковского педагогического университета им. Г. Сковороды Леонид Подригало. -- Книги, тетради, письменные принадлежности должны иметь постоянное место. Неудобное рабочее место раздражает, мешает сосредоточиться. Для работы важен автоматизм движений, а значит, наиболее рациональное расположение предметов.

Ученые определили оптимальное распределение зон письменного стола. На столе стандартного размера левый и правый дальние углы практически выбывают из использования, поэтому именно там нужно располагать предметы, которыми пользуются довольно редко. Во время выполнения домашних заданий на столе школьнику обычно нужно много учебников, пособий, тетрадей, поэтому важно создать определенный порядок их расположения.

Учебник, тетрадь, письменные приборы -- то, с чем школьник работает в конкретный момент, удобнее положить прямо перед собой. «Отработанные» предметы специалист рекомендует складывать справа от себя или совсем убирать со стола. А все, что еще понадобится: линейка, карандаш, листы чистой бумаги, -- лучше класть слева.

Кроме того, мебель должна соответствовать росту ребенка.

-- Если стол низкий, ученику приходится работать согнувшись, в напряженной позе, а это может привести к искривлению позвоночника, -- предупреждает Леонид Подригало. -- Если рабочая плоскость поднята слишком высоко, резко сокращается зрительная дистанция и ребенок «пишет носом», что вредно для зрения. Чтобы проверить высоту стола, попросите ребенка стать рядом с ним и посмотрите, на каком уровне находится локоть. В норме высота стола должна быть выше локтя на 2–3 см. Если окажется, что он слишком высок, на сиденье стула можно подложить жесткую подушечку. Ширина стола должна составлять не менее двух третей предплечья ребенка. Правильная высота стула равна длине голени плюс высота стопы плюс еще 2–3 см: тогда ноги удобно опираются о пол. Ширина сиденья должна соответствовать ширине таза плюс 5–6 см, а глубина – двум третям или трем четвертям длины бедра, в этом случае обеспечивается достаточная плоскость опоры.