«И что это я в тебя такой влюбленный?» – ставшая крылатой фраза впервые прозвучала с экрана 45 лет назад. В СССР вышла музыкальная комедия «Свадьба в Малиновке».

В 1967-м «Свадьба...» в одночасье покорила зрителей, став несомненным лидером проката и оставив себе лишь одного конкурента — «Кавказскую пленницу» Гайдая. Однако на свет советский мюзикл появился еще в 30-е годы прошлого века.

Изначально оперетта «Свадьба в Малиновке», написанная на украинском языке, с успехом прошла на харьковской сцене. Премьера оказалась настолько громкой, что спектаклем заинтересовался режиссер Московского театра оперетты Григорий Яров. Но он брался за постановку только в том случае, если либретто будет переведено на русский язык, а над музыкальной частью поработает молодой композитор Борис Александров. В 1938-м премьера «Свадьбы...» состоялась на столичной сцене. С тех пор мюзикл появлялся на театральных афишах вплоть до 1967 года. В связи с 50-летием Октябрьской революции из спектакля решили сделать художественный фильм. «Госкино» предложило взяться за производство фильма киевской киностудии им. Довженко. Но в Киеве посчитали, что юбилей революции надо встречать более серьезным проектом, и отказались. А кинематографисты «Ленфильма» за «Свадьбу...» ухватились. И, как оказалось, не зря.

Режиссером фильма стал Андрей Тутышкии. Зрители помнят его больше как актера — в свое время Андрей засветился в знаменитых лентах «Волга-Волга» и «Карнавальная ночь». Переквалифицировавшись в режиссеры, Тутышкин занимался в основном музыкальными комедиями, и «Свадьба в Малиновке» стала самым удачным его проектом. Снимали «Свадьбу в Малиновке» в селах Полтавской и Харьковской области — настоящих Малиновках. Сюжет фильма разворачивается осенью, а съемки шли весной и летом, поэтому съемочной бригаде приходилось из распылителя красить листья на деревьях в желтый цвет.

Графскую усадьбу нашли в селе Хорошки Полтавской области. В то время в ней размещалась школа. Чтобы поменьше срывать учебный процесс, киношники в 100 метрах от здания построили для съемок точную копию фасада усадьбы. Местные жители почти в полном составе приняли участие в создании фильма, снимаясь в массовках. За съемочный день хорошковцам платили по 50 копеек, а самым активным удавалось зарабатывать и по несколько рублей (1 кг сахара в 1967 году стоил 1 рубль, 1 литр молока — 30 копеек). Поэтому, едва селяне слышали звук хлопушки, они бросали работу и спешили на съемочную площадку. Жители Хорошков и продукты в кадре обеспечивали: хлеб пекли, молоко приносили. И даже давали советы режиссеру. У него никак не получался кадр, где Попандопуло пьет из кувшина молоко. Как только актер опрокидывал кувшин, все молоко сразу выливалось на него. И тогда кто-то из селян посоветовал привязать к горлышку кувшина веревку, и тут же молоко побежало красивой тоненькой струйкой.

Хватало на съемках и романтических историй. Так, хорошанин Владимир Шевченко влюбился в девушку — водителя режиссера. После съемок мужчина оставил деревню и уехал с любимой в Ленинград, где они и сыграли свадьбу.

Вторая любовная история приключилась с актрисой Людмилой Алфимовой, сыгравшей солдатку Соню. В нее влюбился председатель колхоза из села Печоры Винницкой области: уже после выхода фильма он организовывал просмотр комедии в местном клубе и глаз не мог оторвать от Софии. А когда судьба подарила ему встречу с актрисой, собрался с духом и признался Людмиле Алфимовой в чувствах. Та ответила галантному председателю взаимностью.

Съемки продолжались все лето. Актеры селились кто в гостинице в ближайшем городе Лубны, кто у селян. Михаил Пуговкин изначально остановился в гостинице, но когда увидел сад в одном из дворов Хорошков, улегся под забо¬ром и заявил, что с места не сдвинется, пока его с женой не пустят туда на постой. Известная чета так сдружилась с хозяевами, что даже помогала им собирать урожай яблок, арбузов и дынь. А знаменитый танец «В ту степь» Пуговкин больше месяца разучивал как раз на том подворье в обнимку со шваброй. Кстати, танец Пуговкина — один из самых крупных ляпов комедии. Тустеп (two-step — «два шага») появился в США в начале 1920-х годов, чуть позже мода на него захватила Европу. А поскольку действие фильма происходит в 1919 году, то персонаж Пуговкина Яшка-артиллерист еще ничего не мог знать об этом танце.

Роль начальника «бабьего» гарнизона Яшки-артиллериста стала одной из самых запоминающихся в кинобагаже Пуговкина. Однако в фильме был другой персонаж, который запомнился зрителям гораздо больше — адъютант атамана Грициана Таврического, смешной, нелепый и остроумный Попандопуло. Персонаж актера Михаила Водяного так и сыпал остротами, которые буквально с экрана уходили в жизнь. После выхода «Свадьбы...» одессит Водяной стал кумиром миллионов советских зрителей.

Из фильма слов не выкинешь
Хлопцы у нас абсолютно мировые. Форменные звери. Вроде меня.

Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера.

Убери ножичек! Сделаешь дырку — потом не запломбируешь.

И что это я в тебя такой влюбленный?

Бери все. Я себе еще нарисую.

Да это ж мой гардеробчик!

Кони пьяны, хлопцы запряжены.

Мне бы такой работы, чтобы поменьше работы. Начальником могу. — Это каким же начальником? — А мне все равно.

Опять власть переменилась!

Трубка 15, прицел 120, бац, бац ...и мимо!

У пана атамана нема золотого запасу.

Ферштейн? — А как же.