Городской голова Михаил Добкин посетил Управление станции скорой помощи. 2007 год мэр планирует сделать годом медицины, поэтому автобаза станции скорой медицинской помощи и «неотложка» будут иметь приоритеты при распределении бюджетных средств города и государственной субвенции.

Буквально на днях закончился первый этап модернизации системы связи в центральной диспетчерской — там установили цифровую АТС. Теперь при приеме вызовов исключены шумовые помехи, не будет задержек поступления сигнала, появилась возможность оперативной связи с подстанциями. Кроме того, сейчас на мониторах центральной диспетчерской высвечиваются номера телефонов звонящих. «Скорая» теперь способна бороться с телефонными хулиганами. Аудиотеррористов, к сожалению, очень много, говорит заместитель главного врача станции скорой медицинской помощи Наталья Довбий: звонят и взрослые, и дети, причем не только с домашних, но и с мобильных телефонов. Накануне приезда мэра, например, на пульты скорой поступило 30 вызовов от восьми человек. Теперь хулиганские звонки автоматически вычисляются и блокируются. Это дает возможность и сразиться с хулиганами — их можно привлечь к ответственности.
Определитель номера помогает и в тех случаях, когда больной или взволнованный человек не в состоянии сориентироваться, правильно ответить на вопросы. Теперь больному можно перезвонить и что-то уточнить.
В следующем году модернизацию системы связи, в том числе и на подстанциях, планируют завершить полностью. Для этого понадобится заложить в бюджет 2007 года около 280 тысяч гривен. Директор Департамента охраны здоровья и социальных вопросов Игорь Шурма уверяет, что если удастся закупить новую систему — мы, позвонив «03», никогда не услышим сигнал «подождите минутку» и не будем ждать, пока диспетчер принимает другой вызов. Сейчас звонки принимает главная подстанция — здесь их сортируют по районным подстанциям. Новая установка оптимизирует сигналы и их поступление к бригаде: вызов моментально перейдет на подстанции. Аппарат сам, без участия работника диспетчерской, передаст информацию в нужный район.
Во время встречи с мэром медики подняли извечный вопрос — необходимость обновления автопарка. В Харькове нагрузка на кареты «скорой» — одна из самых больших по Украине: город обслуживают лишь 69 машин, а половина из них давно свое уже отъездила. Сейчас в Харькове на десять тысяч населения приходится меньше, чем по полмашины «скорой помощи». По действующей нормативной базе необходима одна машина на десять тысяч жителей, но это пока: уже готов к подписанию приказ Минздрава, где значатся более цивилизованные нормативы: одна машина на пять тысяч жителей. Михаил Добкин планирует обновить автопарк «скорой» кардинально, не ограничиваясь десятком машин — такое их количество положения не спасет. По мнению главного врача больницы скорой и неотложной помощи Богдана Федака, чтобы достичь новых нормативов, нужно купить еще 60-70 машин.
Медики «скорой» озвучили еще одну проблему: город остро нуждается и в специализированном автомобиле для детской реанимационной бригады. Мэр сразу поручил подготовить письма мэрам городов-побратимов из дальнего зарубежья: «Если получится — они нам помогут. А если нет — будем изыскивать средства на приобретение реанимобиля сами». Детский реанимобиль стоит 300-400 тысяч гривен.
«Скорая помощь» — и визитка здравоохранения, и лицо города. До сих пор врачи «скорой» щеголяли кто во что горазд, и чаще всего — в курточках из «сэконда». Но близится зима, и встал вопрос о единой зимней форме для выездного персонала. Форма со светоотражателями будет введена уже в этом году. Мэр, увидев черную форму, назвал ее цвет мрачноватым, Наталья Довбий — практичным и немарким. А Богдан Федак не против, чтобы подстанции различались цветом формы. Ориентировочная стоимость зимнего переодевания медиков «скорой» — 380 тысяч гривен.
Богдан Федак сообщил, что в будущем году планирует заложить в бюджет на станцию скорой помощи дополнительно около четырех миллионов и столько же — на стационар «неотложки». Но все зависит от того, как сработает экономика города, от отчислений в бюджет. А Игорь Шурма мечтательно добавил, что перед сессией горсовета, когда будет утверждаться местный бюджет, хорошо бы прокатить депутатов или руководителей семи фракций, у которых есть сомнения по поводу приобретения новых автомобилей, в карете «скорой помощи». И непременно в лежачем положении, чтобы они хорошенько прочувствовали, каково приходится тяжелобольному, когда его везут в дышащей на ладан машине.
Только цифры

Каждый год услугами «скорой» пользуется практически каждый пятый харьковчанин. 90% вызовов — ургентные. Летом диспетчеры принимают 700-800 вызовов в сутки, сейчас количество «неотложных» больных увеличилось — их теперь около тысячи. За девять месяцев 2006 года вызовов было на три с половиной тысячи больше, чем за этот же период прошлого года. За сутки бригада выезжает на вызовы в среднем 15 раз. Каждый четвертый больной, нуждающийся в стационарном лечении, доставляется в больницу скорой и неотложной помощи. Каждый десятый вызов на пульт «скорой» — к ребенку.