Видно, такая у Ивана Мазепы судьба — все, что связано с ним и памятью о нем, оказывается спорным. Так и установка камня на месте будущего «первого памятника Мазепе» сопровождалась путаницей и осуществлялась незаконным способом.

Желание устанавливать памятники досталось нам в наследство от языческих времен, а пример подали половцы, которые, воюя и кочуя, расселили по нашей земле каменных «баб» — прообраз современной скульптуры. Чтобы понять, почему мы испытываем сильное желание уничтожить «чужой» памятник, надо заглянуть в эту глубь веков.
Тотемные «бабы» и отношение к ним
Не то чтобы половцы любили искусство больше, чем коренное население территории нынешней Украины… Им каменные «бабы» нужны были в целях сугубо практических, как мостик между миром мертвых и живых. Изваяния можно было задобрить, принеся дары и окропив кровью врагов или собственных детей, а потом, камлая возле них, выпросить помощи «с небес» в предстоящих битвах.
Половцы не спрашивали у местного населения, нравятся ли им половецкие статуи — они вели себя как завоеватели. Можно предположить, что коренное население тех мест, которые захватывали половцы, не очень радовалось чужим культовым сооружениям и разрушало их — очень немного «баб» уцелело до наших дней, чтобы охранять входы в краеведческие музеи восточной Украины. Сейчас мы спокойно взираем на них: «бабам» стало некому «помогать», угроза, которую они несли, исчезла — половецкое племя было стерто с лица земли более агрессивными воителями, монголами.
Наши предки научились у половцев искусству вытесывать из камня фигуры людей, поняли, как важно «не прерывать связующую нить» с дорогим сердцу прошлым.
Но осталась и «историческая память» об опасности, которую несут чужие изваяния. Она оживает, когда «новые половцы» — а в данном случае это те, кто пытается переписать историю и те, через кого они осуществляют свои планы, — начинают вести себя как завоеватели.
…Как сказал губернатор Аваков, «каждый имеет право молиться своим богам». Однако «новые половцы» — «три недели», например, дал правительству Левко Лукьяненко на то, чтобы убрать «ганебні» памятники и символику советской эпохи — такое право признают только за собой, стремясь установить свои фетиши и лишая права на символы своих оппонентов. И это, в свою очередь, может вызвать у тех желание выразить свое отношение к «их» памятникам древним, языческим способом…
Автора – на сцену!
Популярность в народе гетмана Мазепы известна. Наверное, тут свою роль играет и некоторая практичность, ибо вряд ли наши соседи будут с доверием относиться к народу, у которого «в анамнезе» увлечение мудростью мазепинского толка. Кто же решился отдать распоряжение об установке ему памятника?
Гетман Иван Мазепа — фигура спорная, но бесспорно историческая, всеукраинского значения. В 2005 году президент Украины распорядился своим Указом увековечить память государственных деятелей УНР и ЗУНР. В списке фамилий есть Иван Мазепа, но увы, не тот, не гетман Всея Украины. Да и вообще не президентское это дело — устанавливать памятники…
Поскольку «сверху» никаких распоряжений об увековечении Мазепы не спускалось, отвечать на вопросы — кто? — приходится губернатору Арсену Авакову и его заму Василию Третецкому, торжественно открывавшим камень на месте будущего памятника. А их ответы — противоречивы.
Так, например, В. Третецкий утверждает, что инициаторами установки памятника выступила областная государственная администрация. Ранее в «Вечерке» упоминалось, что Реестровое казачество приписывает инициативу себе. На сайте областной госадминистрации можно найти упоминание об этом, а также о том, что Ярослав Ющенко как голова Рады Украинского казачества при облгосадминистрации обещал казакам «отдать соответствующие распоряжения» уже как вице-губернатор.
Но вот губернатор говорит, что это — инициатива местных жителей:
— Памятники устанавливаются, как правило, по чьей-то инициативе. В данном случае памятник Мазепе был установлен по инициативе жителей Коломака, которые Мазепу считают национальным героем. Им нравится памятник Мазепе, они имеют на это право, — ответил Арсен Аваков журналистам на «круглом столе» в Харьковском журналистском клубе.
— Жителям Коломака? — уточнил у него журналист Геннадий Макаров.
— Да, там у них есть группа краеведов, дедушка восьмидесятилетний есть… Эта группа обратилась в местный совет о выделении… всех этих моментов. Те дали согласие на установку. Иначе бы этого не было.
Но было-то иначе!
Кто бы ни был инициатором установки памятника, ему не обойтись без обращения в местный совет — под памятник, кроме всего прочего, нужно место, а значит, и землеотвод.
«Вечерний Харьков» запросил Коломакский районный совет: кто обращался к ним по поводу установки памятника Ивану Мазепе. И вот какой удивительный ответ мы получили:
«На Ваш лист від 16 жовтня 2006 року № 111 повідомляю, що до районної ради не надходили звернення від громадських організацій та iніціативних груп щодо закладки каменя i установки пам’ятника Івану Мазепі.
Районна рада на своїх засіданнях не розглядала i не приймала рішень стосовно установки вказаного пам’ятника.
Інформація про ініціаторів закладки каменя відсутня.
Голова районної ради В. Кочерга».


Выходит, нет ее — инициативы местных жителей. Никто их и не спрашивал… Нет землеотвода под памятник. Есть то, что называется «произвол» и «самозахват». И в нем участвовали глава облгосадминистрации, вице-губернатор и несколько других чиновников облгосадминистрации, а также один из наших законодателей — народный депутат Петр Ющенко. Можно, наверное, уже не искать и всего прочего, что полагается «приложить» к памятнику, например исторической справки Национальной академии наук Украины о мировом или национальном значении этого лица, выданной в ответ на обращение соответствующих предприятий, объединений граждан…
Если даже предположить, что кто-то, например группа казаков и некоторые представители областной исполнительной власти, хотят иметь такой памятник, чтобы «молиться своим богам», то не правильнее ли «личного божка», которого на данной территории почитают единицы, установить на собственной земле, в своем «огороде». Ничьего разрешения для этого испрашивать не требуется…
И ничего зазорного в этом нет — именно так и был установлен первый памятник Тарасу Шевченко, когда ни власти, ни широкая общественность (в отличие от прогрессивной) не признавали нужды в таком памятнике. «А.К. Алчевский на собственные средства заказал (через жену) известному скульптору академику В.А. Беклемишеву бюст великого поэта. В 1898 г. бюст был установлен в Харькове в принадлежавшем Алчевским Мироносицком саду. Белый мраморный бюст на каменном пьедестале был хорошо виден с улицы через решетку сада. Местная печать сообщила, что памятник установлен «почитателями поэта, X.Д. Алчевской с семьей». (А. Ямковой, из книги «Семья Алчевских»).

Официально

Приказ Госстроя Украины и Минкультуры Украины от 30.11.2004 № 231/806 «Порядок сооружения (создания) памятников и монументов
1.1. Решения о сооружении (создании) памятников и монументов государственного значения принимаются распорядительными актами Кабинета министров Украины.
1.4. Ходатайства о сооружении (создании) памятников (монументов) государственного значения возбуждаются перед органами исполнительной власти предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями граждан.
1.5. К ходатайствам относительно сооружения (создания) памятников (монументов) государственного значения прилагаются такие документы:
обоснование сооружения в данном регионе, населенном пункте; историческая справка Национальной академии наук Украины относительно мирового или национального значения события или лица, предложенных к увековечению по обращениям соответствующих предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан; согласование с органом местного самоуправления вопроса сооружения (создания) памятника (монумента), места его установки с учетом генерального плана населенного пункта, другой градостроительной документации, планировки и исторически сложившейся застройки; финансово-экономическое обоснование стоимости сооружения (создания) памятника (монумента); указание источников финансирования.