Гость «Прямой телефонной линии» – управляющий делами исполнительного комитета Харьковского горсовета Олег Медведев.

Именно от умения управделами исполкома грамотно организовать работу административного аппарата зависит качество делопроизводства, прозрачность деятельности властей и в конечном счете — отношение граждан к руководителям местного самоуправления.
— Здравствуйте! Меня зовут Владимир Ефимович Пружанский. Говорят, сейчас в Харькове много архивов. В каком из них можно найти документы, подтверждающие размер зарплаты — я собираюсь оформлять пенсию?
— Здравствуйте, Владимир Ефимович. Государственный городской архив у нас один, он находится на улице Университетской, 12. Можете прийти завтра, с 9 часов утра. Архив действительно оказывает такую услугу населению. Правда, за последние 12 лет в городе под брендом «архив» открылось 12 коммерческих предприятий, которые называются «народный архив» или «городской архив». Часть коммерческих структур хранит собственные трудовые фонды — документы, которые подтверждают работу граждан в различных ликвидированных коммерческих предприятиях. На самом деле архивное дело подразумевает под собой гораздо более широкий спектр услуг. Такие услуги предлагает государственный городской архив на улице Университетской, 12. Он является подразделением областного государственного архива. Посреднические фирмы предлагают населению аналогичные услуги на коммерческой основе. А на самом деле они обращаются в наш архив. У нас подобные услуги дешевле, потому что архив — предприятие государственное.
— А вы с этим как-то боретесь?
— Мы с этим боремся за счет улучшения качества работы. В конце мая этого года на сессии горсовета было принято решение о создании коммунального предприятия «Городской архив». Его целью является обеспечение сохранности документов Государственного архивного фонда Украины, ведение исторических архивов, выдача архивных справок об имущественных правах граждан и многое другое. Это предприятие действует и предоставляет услуги населению, причем услуги качественные — этим мы привлекаем харьковчан. Сейчас мы выделили большое помещение на Московском проспекте, 186 для хранения документов. Теперь есть все условия для того, чтобы в ближайшие десять лет забыть о проблеме «куда это все складировать». Мы приводим в порядок здание на Университетской, 12. Там будут созданы все условия для комфортного присутствия посетителей и отсутствия очередей.
— Меня зовут Александр Иванович. Я обратился в прокуратуру с письмом на русском языке, мне ответили на украинском. Практически ничего не понял из ответа. Что мне делать?
— Александр Иванович, конечно, в деловом этикете существует такая форма общения: когда к вам обращаются на одном языке, ответ вы получаете на том же самом языке. Например, этого правила придерживается городской голова: Михаил Маркович просто не визирует документ, если ответ заявителю составлен на другом языке. Приходится письма переделывать. Так мэр проявляет свое уважение к гражданам. Мы тоже стараемся придерживаться таких норм и правил. Но вменять это в обязанность нельзя, тем более
что вы обращались в орган, имеющий отношение к юриспруденции. Я сам юрист по образованию и знаю, как бывает сложно перевести или растолковать статьи того или иного закона на русском языке. Сейчас само право, законы существуют в украиноязычном варианте, и все учебники на украинском языке. Поэтому если нужно цитировать первоисточник, ссылки на законы, то это легче делать на украинском языке.
— Что же мне тогда делать?
— Если вы ничего не поняли из ответа на украинском языке, у вас есть возможность обратиться к нам: можно ко мне на прием, можно в юридический департамент. Мы дадим разъяснение на русском языке.
— А можно — как вариант — в конце заявления делать пометку с просьбой ответить на русском языке?
— В принципе можно. Но вообще-то есть права и есть обязанности. Так вот, существует право государственного органа отвечать на украинском языке.
— Олег Александрович, я до сих пор не получил ответа на свое заявление, отправленное по почте. Боюсь, не затерялось ли оно. Как это проверить? Куда обращаться?
— Оставьте свои координаты, я разберусь с этим вопросом. Думаю, что скоро подобные проблемы будут решены. Городской голова распорядился ввести электронный документооборот — мы же живем в XXI веке! Мы начинаем внедрять новые технологии. Каждый документ будет иметь свой электронный код. В нашем орготделе уже появился специальный прибор, который может сканировать штрих-код документа. Внутри локальной компьютерной сети в документообороте служебного пользования мы сможем добиться определенной системы прохождения документации. Чтобы можно было отследить, где в данный момент находится документ, кто его исполнитель, в какой стадии готовности находится заявление и каковы сроки его исполнения. Все это делается в автоматическом режиме — не обязательно кому-то звонить и напоминать. Это должно повысить эффективность нашей работы. В будущем мы планируем больше давать информации в Интернете. Сейчас на нашем сайте можно найти решения городского исполкома, распоряжения харьковского городского головы, итоги общественных слушаний и другие документы. Новое поколение харьковчан предпочитает работать с документами в электронном виде — на компьютере, а не бегать по кабинетам с бумажками, и мы стараемся идти в ногу со временем.
Досье
Олег Медведев считает себя топ-менеджером, человеком нового поколения. Он самый молодой (30 лет) руководитель аппарата горисполкома. С предшественником на должности управделами исполкома горсовета — Александром Нечипоренко — его объединяет армейское прошлое (учеба в военном училище) и участие в организации предвыборных кампаний. В 2002 году Медведев работал в штабе избирательной кампании Михаила Добкина на выборах в парламент, Нечипоренко в том же году успешно провел кампанию по избранию мэром Харькова Владимира Шумилкина.


— Моя фамилия Гаврильченко Владимир Иванович. Я обратился в городской архив на Университетской с просьбой выдать справку о зарплате для перечисления пенсии. Самые лучшие коэффициенты для начисления пенсии у меня были в 1954-1964 годах. Но мне ответили, что таких документов нет. Сколько лет должны храниться дела?
— Десять лет. Но давайте еще раз попробуем найти эти документы. Оставьте свои координаты, пожалуйста. Или придите завтра на Университетскую, 12 в течение дня. Но не обессудьте, если документы уничтожили еще в 1990 году.
— Меня зовут Степан Гаврилович. Можно ли у ваших юристов проконсультироваться по вопросу приватизации жилья?
— Хороший вопрос. Можно проконсультироваться. Тем более, что вы, наверное, знаете, что срок приватизации заканчивается 1 января. Наш мэр, кстати, выступил с инициативой продления срока приватизации в следующем году. Михаил Маркович вчера (25 октября. — Прим. ред.) встречался с Виктором Федоровичем Януковичем по этому поводу. Обсуждал городской голова этот вопрос и в Кабмине. Вы можете прийти к нам в горисполком на пл. Конституции, 7, на третий этаж. У нас работают высококлассные юристы. Раньше они были «рассеяны» по городу: в каждом из главных управлений были свои отдельные юридические службы — в управлении градостроительства и архитектуры, в управлении жилищно-коммунального хозяйства, каждое управление создавало свою бухгалтерию, свой архив, свою юридическую службу. Теперь мы объединили юристов в один департамент. Это позволяет проводить единую правовую политику. И то что юридический департамент ведет сейчас такое количество дел в судах города, это основной показатель того, что у нас качественная работа. Мы все успеваем, и надо отдать должное этим людям, проявляющим определенный патриотизм, что они защищают интересы громады, города, несмотря на то, что их коллеги в коммерческих структурах зарабатывают на порядок больше.
— Меня зовут Оксана. Я однажды пришла в горисполком, на входе милиционеры попросили у меня паспорт, но я его забыла дома. Меня не пропустили. Как вы считаете, милиционеры поступили правильно?
— Оксана, в этом случае вы могли бы пройти в общественную приемную, которая находится в том же здании, только вход — с переулка Советского. Там работают специалисты по разным направлениям. В принципе, для удостоверения вашей личности подходят любые документы, водительские права например. Вы должны понять, что мы хотим навести порядок. Когда новая власть только «вселилась» в здание горисполкома, доходило до смешного: во время рабочего совещания открывалась дверь и нам предлагали купить те или иные товары. Наверное, это наши предшественники постарались до такой степени приучить людей. Конечно, мы разъясняем правила торговли. Но ведь подобные «ходоки» мешают в первую очередь нашим посетителям. Поэтому мы решили упорядочить пропускной режим. Сейчас работаем над тем, чтобы сделать пропускную систему технически более совершенной. Например, в Кабмине, в Верховной раде, в Администрации президента система доступа очень ограниченна. Однажды я случайно попал не на тот этаж и меня из лифта вытащили с вопросом, что я здесь делаю. Есть определенные вещи, которые составляют государственную тайну. Наше же нововведение состоит не в том, чтобы ограничить доступ харьковчан к властям, а в том, чтобы существовала новая система безопасности людей — в техническом и техногенном плане. Суровый городовой на входе — это вчерашний день.
— Меня зовут Стас. Скажите, когда закончится строительство нового десятиэтажного административного здания горисполкома на Квитки-Основьяненко?
— Хотелось бы встретить там Новый год. Но дело в том, что в городе существуют другие проблемы, которые съедают огромное количество денежных средств. Кроме того, есть технологические процессы, которые невозможно проводить при низких температурах. Зимой будут проводиться внутренние работы, отделка здания. О новом здании хотелось бы с вами поговорить весной. Его официальный адрес — площадь Конституции,7, выход на улицу Квитки-Основьяненко.
— Какие службы там будут располагаться? Будет ли какая-то часть переведена из «белого дома» на Сумской, 64?
— На Сумской, 64 созданы достаточно комфортные условия для посещения граждан — там широкие коридоры, высокие потолки, практически нет очередей. А вот, например, в Доме проектов очереди огромные. В новое здание будут переведены те службы, в которых посетителям тесно. Это, в первую очередь, управления градостроительства и архитектуры, земельных ресурсов, частично отдел обращений граждан — департамент делопроизводства. Люди, которые сейчас стоят под стеночкой, будут иметь возможность работать с новой властью в комфортных условиях.

Личное дело
Медведев Олег Александрович — управляющий делами исполнительного комитета Харьковского горсовета с апреля 2006 г.
Родился 24 марта 1976 г. в Харькове. В 1993 г. окончил СШ № 89. В том же году поступил в Харьковское высшее военное училище национальной гвардии Украины (командный факультет). В 1994 г. переведен для дальнейшего обучения в Харьковский институт летчиков военно-воздушных сил Украины (факультет общей авиационной подготовки). В 2001 г. окончил Национальную юридическую академию Украины им. Ярослава Мудрого (по специальности «правоведение», квалификация — юрист).
С 1995 г. — юрист-стажер, юрист юридической фирмы «Юр — миссия». С 1998 г. — директор частной юридической фирмы «Лев». С 2002 по 2006 гг. — в аппарате Верховной Рады Украины — помощник-консультант народного депутата Михаила Добкина. Владеет английским языком свободно. С 2002 г. — член Социал-демократической партии Украины (объединенной). С 2005 г. — член Партии регионов. Холост.
Хобби — путешествия, спорт, активные виды отдыха, кулинария.