29 октября автомобилисты и автотранспортники отметили свой профессиональный праздник.

О том, чем живет сегодня эта высокотехнологичная, наукоемкая отрасль, делится с читателями «Вечерки» лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, заведующий кафедрой автомобилей ХНАДУ, профессор В.И. Клименко.
Солидный научный потенциал и экспериментальная база, которой обладает ХНАДУ, в первую очередь кафедры автомобилей, двигателей внутреннего сгорания и автомобильной электроники, позволяют вузу отвечать на современные вызовы бурно развивающегося мирового автостроения. Одним из направлений, по которым научный коллектив этих кафедр работает совместно, является создание гибридного автомобиля с пневматической и электрической трансмиссией — Украина нуждается в новом экологически безопасном автомобиле. К этой же цели движется и научный коллектив под руководством профессора В.А. Богомолова, проректора по науке ХНАДУ, при участии профессоров Ф.И. Абрамчука и А.В. Бажинова — они работают над созданием высокоэффективного газового дизеля.
Конструкторские бюро КБ АТС ХАДИ и СПКБ «ЛСА — ХАДИ» разрабатывают и испытывают новые автомобильные компоненты (антиблокировочные системы — при участии профессоров С. И Ломаки и Л.А. Рыжих; новые конструкции вакуумного усилителя тормозов — доцентов С.Н. Шуклинова, В.Н. Склярова и И.Г. Шепеленко), изучают нагруженность агрегатов и узлов автомобиля в экстремальных условиях, для чего служат спортивные автомобили, в том числе последняя созданная модель «ХАДИ-31».
В основе всех научных усилий ХНАДУ — рассчитанных и на перспективу, и на быстрое внедрение — включенность в дела всей отрасли. А она, несмотря на пережитый нелегкий период финансовых трудностей, начинает наращивать выпуск отечественной техники, в том числе и новой, и успешно осваивает сборку импортных моделей.
Хотя Запорожский и Кременчугский автомобильные заводы, а также Львовский автобусный завод существенно уменьшили объемы производства, им удалось сберечь выпуск старых моделей и начать их модернизацию.
Создаются новые производства по выпуску автомобильной техники: в Симферополе и Кременчуге — автосборочные заводы по сборке «Газелей» и «Волг», в Черкассах, Борисполе и Чернигове — автобусостроительные заводы, в Херсоне, Луцке и Закарпатской области — автосборочные заводы по производству легковых автомобилей.
За прошлый год производство автомобилей на Украине выросло на 109%.
Растет и выпуск автобусов: на Бориспольском автозаводе (БАЗ) собрано 800 «Эталонов», а на Черниговском автозаводе (ЧАЗ) — 600 «Дельфинов». Сейчас на БАЗе ведется интенсивное капитальное строительство, что позволит увеличить выпуск автобусов до 160-170 в месяц. Ускоренными темпами развивается и ЧАЗ. Автостроители активно разрабатывают новые модели и модификации своей продукции.
Стоит отдельно остановиться на работе Кременчугского автомобильного завода. Прошлый год для холдинговой компании АвтоКрАЗ был успешным: предприятие ежемесячно изготовляло около 120 машин, которые поставлялись в Ирак. Завод вышел на новые рынки сбыта: Саудовская Аравия, Гана, Алжир, Судан. Продолжается процесс расширения доли автомобилей КрАЗ на украинском рынке. В этом году существенно изменился модельный ряд автомобилей. Эти автомобили имеют двигатели Евро 2, средний мост проходного типа, улучшенные эксплуатационные и эргономические качества; рабочее место водителя организовано соответственно современным требованиям. Продолжается процесс обновления завода.
ЗАО «Львовский автомобильный завод» стало заводом коммунального транспорта (ЗАО «ЗКТ») — на предприятии уже несколько лет функционирует подразделение по разработке коммунального транспорта (троллейбусов). Благодаря нескольким крупным контрактам это направление стало приоритетным. ЗАО «ЗКТ» продолжает и свою традиционную деятельность — автобусостроение. По итогам первого квартала Львовский автозавод в сравнении с январем — мартом 2005 года увеличил производство автобусов на 162%, или на 55 машин — до 89 единиц.
С октября 2004 года из ворот нового предприятия по выпуску грузовиков в Черкассах вышло более 3000 автомобилей разных марок. Сегодня здесь собирают машины трех брендов: Foton, Hyunday и Dong Feng.
Нужно сказать, что эта продукция пользуется спросом. В черкасских машинах потребителям нравятся простота и прочность конструкции, экономичные дизели, хорошая обзорность и приятный дизайн. Перевозчиков, работающих в городской тесноте, привлекают также умеренные габариты автомобилей и большая для таких габаритов грузоподъемность. Инициатором и инвестором строительства нового завода является корпорация «Богдан» в партнерстве с китайским автопроизводителем China Dong Feng Motor Industry. В планах завода — переход к октябрю-ноябрю 2007 года на выпуск машин грузоподъемностью от 1,5 до 16 т по полному циклу. Проектная мощность предприятия — 12 тыс. машин в год, а это 4000 дополнительных рабочих мест.
На Луцком автомобильном заводе сегодня собирают легковые автомобили трех марок — ВАЗ, KIA и Hyunday, причем за 2005 год их изготовили более 30 тыс. штук. Но рынок растет, а это требует увеличения объемов производства, перенесения на Украину более глубоких процессов сборки и локализации производства. Однако небольшое по современным меркам предприятие почти в центре города не позволяет осваивать дополнительные площади. К тому же транспортировка машинокомплектов, комплектующих и готовых машин из России и портов Черного моря обходится достаточно дорого. Поэтому еще год назад руководство концерна «Богдан», в состав которого входит ЛуАЗ, решило сделать «рокировку»: производство автобусов из Черкасс постепенно перевести в Луцк, а в Черкассы — выпуск легковых автомобилей. В начале апреля первая часть проекта была реализована. Из ворот Луцкого автозавода вышли первые автобусы «Богдан». Чтобы наладить на территории автомобильного завода выпуск автобусов, несколько цехов переоборудовано и отремонтировано. Первый этап модернизации завода позволяет выпускать автобусы среднего, большого и особо большого классов длиной от 10 до 18 метров. Существующие производственные мощности позволяют выпускать 1,5 тыс. автобусов за год, а до конца 2006 года — около 800 единиц. Кроме автобусов, здесь планируют выпускать и троллейбусы. Они будут изготовляться на базе существующих и новых моделей автобусов. Нынешняя реконструкция Луцкого автозавода — первый этап организации производства автобусов. Второй, в ходе которого размер инвестиций составит около 70 млн. долларов США, должен завершиться через полтора года. В результате мощности завода увеличатся еще на 4,7 тыс. автобусов и троллейбусов. Завод станет полностью автобусным.
Все сказанное позволяет констатировать, что отрасль успешно модернизируется и имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития.