С 1 ноября все маршрутные автобусы должны были перейти на зимний режим работы: позаботиться о надежных колесах и о тепле в салонах.

Выполняют ли это требование харьковские автоперевозчики, корреспондент «Вечернего Харькова» выясняла вместе с госавтоинспекторами на дорогах города.

Главное – вовремя очищать ступеньки


С похолоданием добросовестные харьковские автопредприятия   провели ревизию в своем хозяйстве.



– Подготовка транспорта к зиме подразумевает комплексное сезонное техобслуживание, – поясняет руководитель одного из автотранспортных предприятий города Александр Застеба. – Проводится подготовка системы охлаждения двигателя, подогрева водительского места и салона и т.д.

В общественном транспорте слишком тепло быть не может, говорит руководитель автопредприятия: на остановках, когда открываются двери, в салон постоянно попадает стужа. Тем не менее температура в салоне должна быть выше наружной хотя бы на 10 градусов. Соответственно если на улице 30 градусов ниже нуля, в салоне удастся достичь максимум минус 10.

К зиме автобусам меняют и «обувку».

– Как таковой зимней резины для автобусов нет, главное, чтобы был подходящий рисунок протектора – крупный и глубокий, – уточняет руководитель фирмы-перевозчика. – А еще износ резины должен быть не больше 60%, иначе возникает опасность осложнений в управлении автобуса.

В конце осени изношенные шины снимают, а на их место ставят новые с более подходящим рисунком протектора.

– Независимо от сезона перед каждым выпуском на маршрут в 4–5 утра мы просматриваем низ машины, тормоза, тяги, колеса, – заверяет автослесарь предприятия  Максим Зеленский. – Непосредственно к зиме подготовку автобусов мы начали около месяца назад. Для этого в среднем требуется несколько часов:  поменять резину, охлаждающую жидкость, проверить печки в салоне водителя и салоне для пассажиров. А вот зимой надо еще проверять, не дали ли течь резиновые трубы – тосол имеет свойство их разъедать, поэтому их приходится менять чаще, чем обычно. 



– У нас в автобусах тепло. Основная проблема зимой – быть поаккуратнее на дорогах и следить, чтобы пассажиры не поскользнулись на ступеньках: постоянно после каждого рейса очищаем их монтировкой, посыпаем солью, – говорит водитель Геннадий Бебия.

Автобусы экономят на резине


Чтобы проверить, насколько харьковские перевозчики позаботились о пассажирах в связи с грядущей зимой, с 22октября ГАИ Харьковской области проводит профилактические мероприятия «Перевозчик – зима 2012». Как рассказал инспектор Управления ГАИ ГУМВД Украины в Харьковской области майор милиции Дмитрий Яковлев, автобусы проверяют и на автопредприятиях, и на дорогах. Для этого на дороги области ежедневно выходят около 25 экипажей ГАИ. За технически неисправный подвижной состав (состояние колес, рулевой, тормозной системы) наказывают и водителя, и руководителя предприятия – Административным кодексом за это предусмотрен штраф от 680 до 850 грн.

Акция «Перевозчик – зима 2012» продлится до 15 ноября. По данным Дмитрия Яковлева, только за первую неделю акции сотрудники автоинспекции проверили 25 субъектов хозяйствования, осмотрели 431 автобус, выявили 16 технически неисправных машин: в пяти из них не была установлена зимняя резина, в трех не работали внешние световые приборы, у одного не функционировала система обогрева стекол. При перевозке пассажиров задокументировано 92 нарушения правил дорожного движения.



К примеру, только за 20 минут 1 ноября на конечной остановке в районе станции метро «Холодная Гора» сотрудники ГАИ составили два протокола на водителей автобусов за «лысые» шины.

– Самые частые нарушения, которые допускают сейчас водители автобусов, – проезд перекрестков на красный свет, нарушение положенного скоростного режима, технические неисправности: тормозной системы, рулевого управления, состояния колес, – отмечает Дмитрий Яковлев.

Что почем
Переход на зимний режим работы – довольно затратное дело. Основные статьи расходов при подготовке к зиме – затраты на шины и тосол. По данным автоперевозчиков, одно колесо стоит около 1700 грн. (автобусу требуется обувка из 6 колес), литр тосола стоит 15–25 грн. (этой жидкости понадобится от 20 до 65 л). Кроме того,  потребуется около 17 литров антифриза (его оптовая цена – 15 грн. за литр).