В Харьковском национальном аграрном университете им. В. В. Докучаева есть уникальный музей почв, аналога которому нет, вероятно, даже в мире.

Ценность коллекции не только в разнообразии экспонатов, но и в том, что образцы собраны еще до чернобыльской аварии, поэтому есть возможность сравнить нашу землю до и после ядерной катастрофы. Ученые ХНАУ собираются ходатайствовать о присвоении музею почв статуса национального.

Харьков конкурирует с Кубанью


Музей почв стал ровесником почвоведения: первую коллекцию почв собирал сам Василий Докучаев.

– Василий Докучаев – основатель науки о почве. В 1894 году по его инициативе была создана первая в мире кафедра почвоведения. Тогда во всем мире был единственный почвовед – Василий Докучаев, – рассказывает профессор кафедры почвоведения ХНАУ им. В. В. Докучаева, академик Украинской экологической академии наук (УЭАН) доктор сельскохозяйственных наук Дмитрий Тихоненко.

Параллельно с созданием науки известный ученый положил начало и музею почв. В годы Первой и Второй мировых войн коллекция была утрачена, и в конце 50-х годов прошлого века в ХНАУ начали создавать коллекцию заново.  Экспонаты представляют собой крупные монолиты – аккуратно извлеченные почвенные срезы высотой в полтора-два метра. Сейчас в музее хранится почти две сотни экспонатов из разных природных зон Украины и зарубежья.

К примеру, здесь красуются эталоны плодородия – черноземы из лесостепной зоны Харьковской, Сумской и Тернопольской областей: жирные (тучные), темные, со значительным содержанием гумуса – органического вещества, одного из главных показателей ее плодородия. Присутствует в музее и конкурент нашим землям, мечта любого агрария – уникальные кубанские черноземы: они чрезвычайно богаты гумусом, залегающим не тонким слоем на поверхности, а плотной трехметровой толщей. С ценным черноземом контрастируют также очень благодатные для урожаев каштановые почвы из Херсонской, Николаевской областей (им, к сожалению, часто не хватает живительной влаги в засушливых степях юга Украины – этой зоне рискованного земледелия) и удивительные горные  аналоги равнинных почв – из Карпат и горного Крыма. В музее хранится даже раритетная коричневая почва из крымских субтропиков под Ялтой.

– Одна из причин такого разнообразия – материнская порода, на которой  формируется почва. Если она образуется, например, на мелу, то на 98–99% унаследует особенности мела (под темным гумусовым горизонтом внизу залегает девственно белый мел), – объясняет Дмитрий Тихоненко. 

А еще музей обладает экспонатами-«экзотами» из тропиков и субтропиков – из Грузии и даже с острова Свободы. Эти почвы броско-нарядны: тамошняя земля окрашена в ярко-красный цвет.

– Там климат способствует процессам выветривания, в почве накапливаются оксиды железа, которые и придают ему такой необычный цвет. Из этих почв можно добывать железную руду, – улыбается Дмитрий Тихоненко.

Почва важна для национальной безопасности


Богатая коллекция почв уникальна, считает профессор ХНАУ им. В.В. Докучаева доктор биологических наук Николай Горин.

– Сначала коллекция создавалась для учебных целей, но все больше обретает научную ценность для изучения закономерностей рационального использования почв, адаптации к почвам современных систем землехозяйствования, – говорит Николай Горин.

В этом ученым помогает и почвенная карта всей Украины, которая есть в музее. С ее помощью практики могут анализировать возможности выращивания конкретных культур, рассчитывать необходимое количество удобрений и т.д.

Как сообщил декан факультета агрохимии и почвоведения ХНАУ, завкафедрой почвоведения доктор сельськохозяйственных наук, профессор Василий Дегтярев, в ХНАУ планируют обратиться с ходатайством в Национальную аграрную академию наук Украины о присвоении Музею почв статуса национального.

– Во-первых, такой богатой коллекции нет не только в Украине, но и, пожалуй, во всем мире, – уверен Василий Дегтярев. – Во-вторых, почвы для музея были отобраны еще до чернобыльской трагедии, и очень интересно сравнить прежние и нынешние даже с точки зрения национальной безопасности.