С 1 ноября в городе начинаются тотальные проверки всех маршрутов, которые обслуживаются частными перевозчиками. Увеличивающееся количество ДТП плюс ряд «стандартных» нарушений вынуждают власти плотно взяться за перевозчиков. Проводиться проверки будут комплексно. Это значит, что к перевозчикам имеют намерение повнимательнее присмотреться все органы и службы, которые имеют к ним какое-либо отношение: ГАИ, налоговая инспекция, управление по делам защиты прав потребителей, Госнадзорохрантруда, горисполком.

Люди, которые пользуются услугами маршруток, изо дня в день наблюдают одну и ту же картину: талончики водитель не выдает, в часы пик берет «стоячих» пассажиров, мест для сидения оборудовано в салонах «газелей» больше, чем положено. А последним положено по техпаспорту иметь 12 пассажирских мест, если машина заправляется газом, и 13 — если бензином. Кроме бросающихся в глаза нарушений, есть еще и такие, о которых пассажир, в принципе, может и не подозревать. Как отметил директор департамента транспорта и связи горсовета Евгений Водовозов, «во многих случаях мы сталкиваемся с тем, что один водитель может работать 12-14 часов, что запрещено нормами действующего законодательства». Такой водитель — и сам себе враг, и для своих пассажиров — потенциальный убийца.
Осторожно, нелегальные маршрутки
На прошлой неделе на углу проспекта Маршала Жукова и улицы Слинько произошло ДТП: столкнулись грузовой автомобиль и «маршрутка типа газель». В дорожно-транспортном происшествии пострадали 8 человек. Машина обслуживала маршрут 18Т, по крайней мере так следовало из таблички на лобовом стекле. Как заявил во вторник Евгений Водовозов, в действительности «газель», попавшая в аварию, «не состоит на обслуживании населения Харькова и не имеет никакого отношения к частному предприятию Апушаева, который обслуживает данный маршрут на правах предпринимателя, выигравшего конкурс». В данное время милиция выясняет, на каком основании нелегальная «газель» выехала на маршрут.
Сколько по городу колесит нелегальных маршруток? Городские власти не обладают такой информацией, потому что это скорее компетенция фискальных органов и ГАИ. Только Госавтоинспекция имеет право останавливать машины, а налоговая — штрафовать в случае нарушения билетно-кассовой дисциплины.
Билетики в маршрутках — это тема для отдельного разговора. Кто из нас имеет привычку требовать у водителя билетик за проезд? Вот именно: практически никто. Особенности национального менталитета: надеяться на авось... Пока гром не грянет… У кого-то срабатывает врожденный оптимизм натуры, и никто не думает (или не знает?) о том, что талончик проезда в любом виде городского транспорта — это не просто бумажка, а в случае чего — весьма ценный документ.
Евгений Водовозов: «Талон в автобусе, трамвае, троллейбусе, маршрутке — это такой же чек, который мы получаем при покупке в магазине. Талон имеет конкретный номер, занесен в билетно-кассовый лист и является подтверждением того, что в такой-то день вы ехали в конкретном автобусе или маршрутке. Внутри этого билета «сидят» налоги, которые идут и на ремонт дорог, и на жилищно-коммунальное хозяйство, и на обновление горэлектротранса и т. д.». Оставим в покое то, что неучтенная езда в нелегальном транспорте обогащает непонятно кого, а город лишает части доходов — в первую очередь это должно интересовать соответствующие органы. Простому человеку нужно заботиться о самом ценном — о своем здоровье. И на всякий пожарный случай не забывать требовать у водителя талон, а еще ехать только сидя. Потому что, как говорит директор департамента транспорта и связи, «в случае аварии человек, который стоит в «газели», практически стопроцентный труп. Так стоит ли прибытие на работу на пять минут раньше того, чтобы так ехать? Жизнь стоит того, чтобы садиться непонятно к кому, ничем не подкрепляя собственное здоровье?»
Как узнать нелегалов
У официального перевозчика на лобовом стекле маршрутки должен находиться оригинал лицензионной карточки, оригинал разрешения на право перевозки в Харькове с указанием текущего года. В салоне авто должна быть размещена информация о перевозчике: копия паспорта маршрута с печатью и схемой движения, «уголок» по защите прав потребителей. Если этого всего нет, то вы сели к «заведомо незаконному перевозчику». Буквально на днях у городских властей появилась идея создания специальных опознавательных знаков для перевозчиков, которые выиграли тендер и официально получили право возить харьковчан. Специальная наклейка, которая будет находиться на лобовом стекле маршрутки, должна облегчить жизнь пассажирам. Есть наклейка — значит перевозчик официальный, его машины отвечают всем техническим требованиям и правилам перевозок.
Однако ни одна наклейка в мире не поможет в борьбе с нечестными людьми. Если водителю нужно заработать дополнительные гривен 50, то он это сделает и с одной наклейкой, и с десятью. И пока у человека есть желание, рискуя жизнью, приехать на пять минут раньше к месту назначения, какой водитель не пустит его проехать стоя? Конечно, проверки приведут в тонус перевозчиков. Можно ожидать, что на ближайшие несколько недель водители станут законопослушными и откажутся от левых заработков. А что будет потом, когда рейды закончатся? В мэрии говорят, что кардинально навести в этой сфере порядок можно только одним способом: ужесточить условия договора с перевозчиком. Не выполняешь условия договора — будь добр, освободи место. На маршрут будет объявлен новый конкурс и пусть людей обслуживает другой перевозчик. Сейчас специалисты изучают возможности внесения в контракт более жестких условий. ГАИ предлагает расторгать договор в случае многократных нарушений правил дорожного движения. Если у городских властей будет подтверждение того, что перевозчик не выполняет взятых на себя обязательств по соблюдению украинского законодательства (перевозка льготного контингента, соблюдение правил выпуска машин на маршрут и многое другое), то предпринимателя лишат права обслуживать маршрут.