Харьков на несколько дней вернулся в прошлое: здесь проходят съемки исторического остросюжетного фильма.

Съемки проходят по всему городу, и харьковчанам довелось не только лицезреть, как работают киношники, но и самим нежданно-негаданно стать актерами.

Рабочее название картины – «Поводырь». Его снимает украинский режиссер Олесь Санин. «Поводырь» – фильм с сюжетной перчинкой. Как рассказал снимающийся в фильме известный харьковский актер Эдуард Безродный, события происходят в 20-30-х годах прошлого века. Американский мальчик Питер приезжает в Украину и, оставшись сиротой, становится поводырем слепого бандуриста. В тридцатых годах бандуристы и кобзари съезжаются на съезд в тогдашнюю столицу Украины Харьков. Музыкантов задерживают и казнят, маленький мальчик становится свидетелем этих страшных событий. 

«Мосфильм» снимает в Харькове кино


– Главную женскую роль в фильме играет певица Джамала, а в главной мужской роли снимается десятилетний американский мальчик, – уточняет Эдуард Безродный. – Он тоже приезжал в Харьков, чтобы участвовать в съемках.

Чтобы погрузить будущего зрителя в историю почти вековой давности, создатели фильма использовали для съемок соответствующие городские объекты. Съемки проходили на фоне Госпрома, ДК Железнодорожников, в здании Харьковской государственной академии дизайна и искусств и Дома архитекторов, рассказывает Эдуард Безродный. 

Кино cнимается в Харькове: история и современность


Однако в фильме «засветились» не только здания, но и харьковчане. В съемках активно задействована массовка, и почувствовать себя актерами посчастливилось даже жителям Харьковской области, в чьих населенных пунктах также проходили съемки. Попали в кадр и харьковские ребятишки: школьники и даже детсадовская малышня. При этом многим досталась роль «мальчишей-Плохишей» – лихих беспризорников (по сюжету истерзанный недетскими послереволюционными событиями главный герой фильма становится предводителем банды малолетних).

– Дети сыграли замечательно, – оценивает работу юных коллег Эдуард. – Переиграть детей в кадре невозможно: у них можно учиться.



Сцену переоборудовали под ванную комнату


Строений, сохранившихся в Харькове в первозданном виде, немного, но именно их и облюбовали в этот раз создатели «Поводыря».

Среди них – Дом архитекторов. Один из съемочных дней киношники провели именно в нем.

– В этом году нашему зданию исполнилось 100 лет. К нам приехали с киностудии, осмотрели помещения особняка, мебель, – рассказывает директор Дома архитекторов Анатолий Сенин. – Съемки шли с раннего утра до полуночи. Погода была пасмурная, дождливая, но у них была хорошая подсветка и снаружи установлены специальные экраны, так что создавалось ощущение, будто день яркий и солнечный. Фильм снимали в основном в белом и зеленом зале. Наш интерьер менять не пришлось. Даже когда киношникам потребовалась для фильма ванная комната, сцену, на которую планировали установить ванну, просто покрыли плиткой. Ванну они привезли настоящую, красивую, царскую. 

В Харькове готовы снимать кино

А вот кто плескался в царской ванной на сцене – Анатолий Сенин не знает: директору заходить туда некогда, своей работы невпроворот.

После дома архитекторов съемочная группа переместилась к Центральному дому науки и техники (прежде – ДК Железнодорожников). Тут тоже съемочная группа колдовала со светом.

– Вся площадка перед ДК была занята множеством грузовых автомобилей, трейлеров, закрытых вагончиков с массой оборудования и техники, – вспоминает день съемки художественный руководитель Центрального дома науки и техники Мария Железняк. 

В Харькове снимается кино с Арменом Джигарханяном

– На улице сразу поставили палатку, где киношники кормили своих сотрудников. Снимали в основном возле здания ДК, но несколько сцен отсняли в холле – там очень красивые портьеры, что пригодилось для одного из эпизодов фильма. До 17 часов вечера нас просили не включать верхний свет, чтобы он не попал в кадр. А окна специально закрывали черным материалом, чтобы создать нужный эффект. Работали тихо, нам совсем не мешали и о помощи не просили.

«Это был большой сон, в который мы погрузились»


Одной из съемочных площадок фильма «Поводырь» стал «теремок» Харьковской государственной академии дизайна и искусств.

– Нашу академию выбрали для съемок не случайно, – не сомневается доцент кафедры монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств Антонина Аноричева-Еремко. – К счастью, в этом здании ничего не утрачено: оно полностью сохранило архитектуру и декоративность 20-30 годов прошлого столетия. После революции в этом здании располагалось художественное училище. 

Кино-2008: как в Харькове снимали фильмы

Киношники оценили не только историчность здания, но и его атмосферу. 20-30-годы прошлого века были эпохой мозгового «путча», и в художественном училище Первой столицы собиралась вся творческая новаторская элита – смелая, но непризнанная, с дерзкими идеями революции в искусстве.

Поэтому в Alma-mater художников преподавателям и студентам вуза предложили сняться в картине. Студенты играли сами себя: перед камерами они ваяли скульптуры, занимались живописью, рисовали на огромном картоне броские агитплакаты, готовили макеты будущих строек, мостов, электростанций и зданий. 

"Мосфильм" снимает в Харькове кино. Часть 2: фоторепортаж

Антонина Ивановна признается, что в детстве, как и многие девчонки, мечтала быть актрисой. Но дебютировать пришлось лишь спустя почти полвека. Киношники доверили преподавателю вуза роль экскурсовода: она рассказывала селянам о планах советской власти, о новых городах и мостах, о том, как будет строиться новый мир и новая культура. Роль далась Антонине Ивановне без труда. Преподаватель удивляется: как только ее одели и загримировали, как только вокруг нее появились «селяне в кепках» – она перевоплотилась тут же.

– Меня причесали очень строго – на прямой пробор, одели в черное платье, на шее – деловой галстучек, на голове – берет. В довершение образа мне достались чулки со швами, – улыбается педагог. – Девушек-студенток одели в длинные юбки, туфельки с ремешками. Это был большой сон, в который мы погрузились. Снимали по 8 - 10 дублей, но мы чувствовали себя очень органично.

Самый популярный у киношников архитектурный объект – Госпром


– Излюбленный объект для кино в Харькове – Госпром, – считает украинский киновед, историк кино Владимир Миславский. – В игровом кино он впервые появился в 1929 году в фильме «Обломок империи». Ни в Москве, ни в Ленинграде подобного здания не было, и Госпром в этом фильме был символом новой власти. Здание Госпрома было снято и в фильме «Старое и новое» у Сергея Эйзенштейна.

Затем Госпром в советских лентах появлялся не раз, в том же «Умеете ли вы жить» (1970 г.). А в фильме «Как молоды мы были» (1987 г.) киностудии им. Довженко кроме Госпрома, была показана площадь Дзержинского (ныне площадь Свободы), Сумская. 

В Харькове снова снимают кино

Но не только Госпром привлекал киношников. В 90-е годы в фильме «Русская» фигурировал памятник Тарасу Шевченко. Съемки «Шкуры неубитого медведя (1975 г.) велись на площади Поэзии, на привокзальной площади, на лестнице от Вечного огня к Полтавскому шляху. Кроме того, в Харькове снимался детский фильм «Петька в космосе» – у Дворца пионеров. В фильме «Одинокая женщина мечтает познакомиться» харьковчане могут узнать площадь Поэзии и площадь Гоголя, но чаще всего видят Дворец труда (главная героиня работала в ателье, которое в то время там действительно находилось). В недавнем фильме «Матч» съемки проходили на Университетской, Рымарской, Краснооктябрьской и на Бурсацком спуске.

Киновед считает, что Харьков вообще снимают в основном ради незатертых, незамыленных кадров. Госпром или памятник Шевченко появляются в кадре, чтобы подчеркнуть, что этот материал – сугубо харьковский. А если Первую столицу выбирают как площадку для съемки без упоминания о том, что это за город, – ищут малоузнаваемые уличные пейзажи. Владимир Миславский считает, что в Харькове немало уголков, по которым можно не угадать город, например, улица Дарвина.