Моя десятилетняя дочь стала «тормозить» – очень слабо запоминает тексты. Как можно развить ее память? Альбина Егорова

Сначала определимся с типом памяти


– Для начала важно выявить сильные и слабые стороны памяти, – считает завкафедрой оздоровительно-лечебной физкультуры Харьковского педуниверситета им. Г. Сковороды Леонид Подригало. – У тех, кто лучше запоминает увиденное, преимущественно зрительная память, а у тех, кто успешнее усваивает услышанное, слуховой тип памяти. Если человек хорошо запоминает информацию, делая при этом записи, – у него двигательный тип памяти. А когда человек запоминает информацию разными способами – у него смешанная память. Нужно определить тип памяти и использовать его преимущества. Например, если преобладает зрительная память – полезны наглядные материалы: схемы, карты, рисунки. Но при этом важно развивать другие способы запоминания.

Зубрение – неродная мать учения


– Повторение – мать учения, – не сомневается Леонид Подригало. – Полнее и крепче запоминается именно то, к чему возвращаются несколько раз. Тем не менее частая причина плохого запоминания кроется в том, что школьники пытаются просто зазубривать материал. Механическое запоминание не приносит успеха. Лучше чередовать чтение с восстановлением в памяти прочитанного. Прочитав текст, нужно пытаться пересказать материал. Если возникают трудности, можно еще раз прочитать и снова попробовать пересказать.

Важно найти в материале информационные «костылики», на которые можно опереться. А еще хорошо бы связать то, что нужно запомнить, в одну цепочку.

– Нужно стараться выучить не весь материал сразу, а распределить его на части, – советует специалист. – Для этого нужно найти так называемые опорные точки: основные определения, формулировки. Опорными точками могут служить и части материала с эмоциональной окраской – интересные образы, удачное сравнение, оригинальное мнение. Их нужно мысленно связывать, чтобы создавалась своеобразная цепочка. Очень полезно составлять план и озаглавливать каждую его часть: это поможет создать представление о структуре материала.

Устроим памяти хорошую тренировку


– Хорошо развивает память систематическое запоминание стихов или отдельных отрывков произведения. Но это нужно делать не механически повторяя материал, а пытаясь увидеть внутреннюю связь одного отрывка с другими. Уже через пару месяцев этот прием даст результат, – считает Леонид Подригало. – Мысль, которую не записал, утрачена, поэтому важный прием запоминания – разгрузка памяти с помощью средств так называемой внешней памяти: блокнотов, ежедневников, карт, таблиц, схем. Другой метод – организация рабочего места по правилу: каждой вещи свое место. Этот метод освобождает память от ненужных усилий.

Очень действенный прием – прогнозирование. Вопрос ставится так: что произойдет, если мы не запомним материал? Чем больше затрагивающих интересы последствий, тем больше вероятность сохранения в памяти того, что необходимо запомнить.

Несколько важных правил запоминания
1. Материал, который надо знать наизусть, лучше заучивать вечером, перед сном.
2. Выделите в тексте главное и второстепенное (в учебниках для этого применяют разный размер и цвет шрифта).
3. Не пытайтесь запомнить все сразу. Чтобы усвоить материал, его нужно прочитать, например, шесть раз, но не подряд. Лучше прочитать два раза, через некоторое время еще два раза и через время – еще два раза. А лучше всего распределять повторение на два дня.
4. Более прочному запоминанию помогает создание схем, таблиц, рисунков, планов.
5. Материал нужно хорошо осмыслить и понять, поэтому в нем не должно быть непонятных слов.