Трудности выживания харьковчан в условиях повышения тарифов и приближающейся зимы беспокоят местный крупный бизнес. В пятницу народный депутат Украины Александр Фельдман сообщил журналистам о старте первой социальной программы, направленной на смягчение последствий недавнего повышения тарифа в метро.

Почетный президент концерна «АВЭК», известный коллекционер и инициатор крупнейших художественных выставок решил сменить «гламурную» ориентацию своего благотворительного фонда на приземленно-бытовую. С нового года в Харькове появятся целевые программы «в помощь городу», направленные на дотирование метро, науки, здравоохранения, поддержку всех социально незащищенных слоев населения, оздоровление детей. Причина проста: «Харьков — наш общий дом. И все политические партии должны объединиться вокруг одной-единственной проблемы, которая сегодня стоит перед Харьковом — труднейшей зимы».
Полмиллиона — в подземку
Первый транш — полмиллиона гривен — поступит на счета Харьковского метрополитена в декабре-январе. Александр Фельдман предложил начальнику Харьковского метро Сергею Мусееву использовать эти деньги для компенсации затрат льготников и студентов в связи с повышением тарифа на проезд в метро. В свою очередь руководитель подземки считает, что эти деньги лучше потратить на улучшение системы безопасности движения поездов, а также обеспечение безопасности пассажиров. (Если вспомнить недавний случай со стрельбой в метро и гибелью случайных пассажиров, это не кажется лишним. — Прим. авт.).
Идея социальной поддержки города должна быть поддержана всеми местными бизнес-структурами, считает Александр Фельдман. «Конечно, даже если все предприниматели объединятся, они не смогут решить все проблемы, но значительную поддержку Харькову оказать могут. Пришло то время, когда мы должны отбросить все свои предвыборные лозунги», — сказал народный депутат Украины. Он призвал коллег-политиков «вместо болтовни сделать конкретный шаг».
Про меня мультики снимают: «Саша-Барабашка»
«Вы произнесли слова «протянуть руку городскому голове». Создается впечатление, что Александр Фельдман как руководитель будущего штаба будущего президента сдает город. Возникают какие-то проблемы с «Таргетом», но стройки «АВЭКа» на Сумской никто не трогает. Связано ли это каким-то образом с инвестиционным проектом, который вы сейчас обсуждаете с метрополитеном? — задал вопрос Александру Фельдману один из журналистов.
— Политическая борьба на уровне Харьковского региона по избранию мэра закончилась более полугода назад. Мы, представители Блока Тимошенко, говорили, что не поддерживаем ни одного из кандидатов, но когда будет выбран городской голова, мы будем всячески ему помогать. У нас был лозунг работать с любым законно избранным мэром. Я бы разделил понятие политики с понятием выживания города Харькова. Не притягивайте за уши проблемы, которые харьковчанам до лампочки. Где президентские выборы 2009 года, парламентские 2011 года и где зима 2007-го? Я — харьковчанин, я люблю свой город. И Добкин, кроме того, что мэр, — он мой друг больше десяти лет. Если надо будет, я буду подставлять ему плечо там, где будет нужно. А когда дойдет время до президентских выборов, он будет в одном политическом лагере, я буду в другом. Но Харьков мы будем любить одинаково.
Что касается «Таргета», — у нас город излишне политизирован. Сегодня создаются какие-то «дозоры», какие-то собачьи будки, кто-то гавкает откуда-то, кто-то пытается кого-то оскорбить. Вот про меня, предположим, мультики снимают — «Саша-Барабашка». Пытаются вывести меня из себя. Кто-то тратит деньги на восстановление тротуаров и покупает оборудование для больниц, кто-то свергает мэра, кто-то борется против губернатора. Каждый выбирает свой путь в жизни. Одному нравится идти за лошадью и нюхать после нее, кому-то нравится идти впереди лошади. Я уверен, что сегодня Харькову референдум (по отставке мэра. — Прим. авт.) не нужен. У Харькова есть совершенно другие проблемы. Лучше деньги, потраченные на проведение референдумов, направить на поддержание стариков, которым нечем платить за квартиру и не за что покупать лекарства. В Харькове две тысячи благотворительных фондов и огромное количество состоятельных граждан, как и «Таргет», кстати, тоже. Он может достать из кармана деньги и сегодня конкретно помочь. На носу зима, проблемы с метрополитеном, медициной. Сегодня главное — это выжить.
Шагнем за 75?
Озабоченность народного депутата разделяет начальник Харьковского метрополитена Сергей Мусеев. Новый тариф на проезд в метро — 75 копеек, введенный с 19 октября, не выводит предприятие даже на нулевой уровень рентабельности. Это означает, что кошельки жителей города опять могут похудеть — до 1,1 грн. за поездку. Решение о судьбе нового тарифа появится после того, как будет принят госбюджет на 2007 год и руководство метро увидит уровень государственных дотаций льготникам, а также объем средств, заложенных на строительство новых станций метро. Ожидаемое повышение стоимости электроэнергии тоже может внести свои коррективы.
Отдохнуть год-другой на 75-копеечном тарифном «буйке» можно будет тогда, когда метрополитену помогут спонсоры. Если таковых не найдется — харьковчанам придется доплачивать или идти на дно. Надеяться на государство не приходится — только льготников харьковская подземка ежемесячно перевозит на 3-3,5 миллиона гривен!
А объем государственных дотаций за них составляет всего 10-20% — у государства нет денег. Кстати, остальные 80-90% убытка методикой расчета себестоимости, утвержденной еще в 60-х годах, вообще
не учитываются.
— С 2000 года проезд в метро оставался на уровне 50 копеек, — напомнил журналистам Сергей Мусеев, — хотя стоимость электроэнергии и запчастей за эти годы возросла. Метрополитен каким-то образом в эти годы выживал, но у нас эксплуатационное предприятие: мы ничего не производим, мы только предоставляем услуги.
Цифры и факты
Сергей Зинятович привел цифры. Доходная часть метрополитена (по старым тарифам) составляла до 10 млн. грн. в месяц в зависимости от сезона (осенью, например, пассажиропоток интенсивнее). Это деньги от перевозок 20 миллионов пассажиров с учетом «виртуальных» госдотаций для льготников. Доход от рекламы в метро — менее 1 млн. грн. в месяц (в этом году планируется собрать 8 млн. грн., в прошлом получено 6 млн. грн.). Как ни странно, к «подземной» торговле и киоскам метрополитен не имеет никакого отношения: договоры аренды предприниматели заключают с региональным Фондом госимущества, арендная плата устанавливается в Киеве. Из полученных средств 30% (около 400 тыс. грн.) идет в метрополитен, 70% — в Госимущество.
Проезд стоимостью в полтинник рассчитывался без учета недополученных от льготников, точнее от государства, денег: 10 миллионов гривен делились на 20 миллионов пассажиров. Не учитывалась необходимость технического развития, систем безопасности и связи. Обновление основных фондов требует суммы, равной 10% от стоимости основных средств. То есть от 750 млн. грн. (стоимости основных фондов метро) метрополитену необходимо для развития хотя бы 70 млн. грн. А стоимость только одного вагона составляет 2,5-3 млн. гривен. Поэтому об интенсификации движения поездов и сокращении интервала между ними — менее 2-2,5 минуты — говорить не приходится из-за дефицита дополнительных вагонов.
А вот ежемесячные расходы: восемь миллионов — на зарплату (средняя зарплата в метро — тысяча гривен), в два миллиона обходится электроэнергия, 700 тыс. грн. — услуги милиции, 1,2 млн. — коммунальные расходы (вода, канализация). Остальное — запчасти, снабжение, эксплуатационные расходы, изготовление новых жетонов — в убыток.
Передача в коммунальную собственность
И все же Харьковский метрополитен, по словам его руководителя, по многим показателям — лидер. Он находится на четвертом месте среди метрополитенов СНГ и на втором на Украине (после Киевского). Именно у харьковчан есть единственный пусковой объект — ни Киев, ни Донецк (там метро только строится), ни Днепропетровск не готовы к сдаче новой станции метро.
Поддерживать «спортивную форму» метро поможет передача из государственной собственности в коммунальную. Городской голова Михаил Добкин прошлую неделю провел в столице, «пробивая» начало процедуры передачи. Официально она длится не менее шести-восьми месяцев: пакет документов, например, должен трижды пройти через Фонд госимущества.
С передачей в коммунальную собственность проблемы подземки будут решаться на местном уровне, а не в Киеве. Вот так, как сегодня развитие столичного (муниципального) метрополитена финансируется из бюджета Киева. Появятся правовые основы, например для заключения договоров с арендаторами, торгующими внутри метро. Харьковская мэрия может дотировать, по возможности, какие-то нужды своего метро. В свою очередь государство участвует в развитии метрополитена только в той части, которая касается строительства новых станций, приобретения крупных основных средств — подвижного состава, вагонов.
Операция «ноябрьский жетон» сорвалась
Харьковчане, напуганные объявлениями в метро о том, что старые жетоны после повышения тарифа будут недействительны, были удивлены, когда обнаружили в обороте знакомые пластмассовые кружочки зеленого цвета. Оказалось, что запланированная на 1 ноября массовая одномоментная операция по замене турникетов АКП (автоматический контрольный пункт) с новыми счетчиками сорвалась из-за преждевременного повышения тарифа: 17 октября губернатор подписал распоряжение, а 19-го у окошек касс об этом узнали пассажиры.
Теперь метрополитеновцы могут не спеша вводить в строй АКП-турникеты, жетоны и новое средство платежа — бесконтактные электронные карточки, которые используются во многих городах мира. Карточки будут введены в первом квартале будущего года и станут средством платежа наравне с новыми жетонами. Последние разработаны с использованием всех средств защиты от подделки и обошлись метрополитену в 500 тыс. гривен. Кстати, по словам Сергея Мусеева, производство жетонов обходится дороже, чем стоимость проезда. Всего в обороте метрополитена находится 1,5 миллиона жетонов.
Студенты могут «гулять» еще целый месяц: в ноябре студенческий проездной будет стоить по старому тарифу — 15 грн. А в декабре подорожает в полтора раза — студенческий на 60 поездок будет стоить 22,5 грн.
Станция метро
«Центральный рынок» — это подводная лодка
Подходы к метро у станций «Имени академика Барабашова» и «Центральный рынок» нуждаются в реконструкции. Среди лотков и магазинчиков их порой невозможно отыскать, затруднительно также протиснуться в подземные переходы метро. Как говорит Сергей Мусеев, сейчас на этих объектах проводятся проектно-изыскательские работы, которые финансируются концерном «АВЭК».
Внушает опасение состояние подземки в центре города. Станция метро «Центральный рынок», рассказал Сергей Зинятович, гидроизолирована изнутри силами метрополитена с помощью новых технологий. Поэтому находится как бы в состоянии подводной лодки. Даже сваи под тоннелями — в плавающем состоянии. Проблема очень серьезная: там нет ливневок, водоотведения. Нужны серьезные изыскательские работы.
Александр Борисович Фельдман подтвердил, что рынок провалился на тело метрополитена, он тонет и «нарушает все законы, какие только можно нарушить в строительстве, безопасности». Весь район Благовещенского базара, как и Благовещенской церкви, построен на сваях и пришел в негодность. Надо его реконструировать. Народный депутат готов помогать городу как в изыскательных, так и в общестроительных работах: «Здесь решения очень сложные: связанные с людьми, чтобы не повторить подвиг десятилетней давности, — катастрофы, скандалов… Здесь должна быть политическая воля… Но люди пострадать не должны».
А самое главное, подчеркнул народный депутат, — не путать грешное с праведным. Чтобы не образовался очередной «дозор» и не придал этому политическую окраску. «Мэр просто взял на себя смелость, метрополитен возьмет на себя обязательства, кто-то возьмет на себя материальную составляющую — потому что это проблема города».
Кстати
Сегодня на Украине действуют три метрополитена. Кроме Харькова, «подземки» есть также в Киеве и Днепропетровске. После октябрьского подорожания до 75 копеек Харьковский метрополитен стал самым «дорогим» в стране: поездка в Киевском метро стоит 50 копеек, а в Днепропетровском — 60