Приглашение в пресс-тур от одного из крупнейших российских информационных агентств — «РИА Новости» — стало для меня полной неожиданностью. Хотя, с другой стороны, выбор россиян скорее закономерен — слишком много усилий в последнее время было приложено коллективом редакции, чтобы наша газета стала еще интересней для читателей. Значит, не зря старались! Москвичи позвонили мне и предложили приехать в российскую столицу в составе делегации представителей двенадцати украинских СМИ для ознакомления с работой агентства, пообещав к тому же организовать встречи с чиновниками самых разных уровней государственной власти России, известными журналистами и общественными деятелями.

Как выяснилось из присланного релиза, в этот пресс-тур также были приглашены руководители таких известных изданий, как столичные газеты «Сегодня», «Зеркало недели», «Киевские ведомости», «Факты», «Газета по-украински», «Урядовый курьер», «Вечерние вести», региональные «Крымская правда» (Симферополь), «Донбасс» (Донецк) и «Высокий замок» (Львов), а также информационного агентства «УкрИнформ».
Кроме главного редактора «Зеркала недели», в Москву приехали все.
Нас встретили, поселили в удобные одноместные номера гостиницы «Мир» возле Дома правительства, и в этот же день мы совершили экскурсию по агентству. Шестидневная программа была довольно плотной: по три-четыре пресс-конференции в день, каждый из которых завершался культурным мероприятием — походом в театр или поездкой по городу.
Меня, впрочем, как и всех остальных, в глубине души мучил вопрос: какова все же цель всего этого, зачем россияне затеяли столь дорогостоящее мероприятие? Ответ на него мы получили почти сразу, с первых минут почувствовав теплое и абсолютно искреннее отношение принимающих. Мы по достоинству оценили усилия работающих с нами сотрудников агентства Валерии Паниной и Александра Альтмана, которые были нам и гидами, и няньками, и кормильцами. А обещанные в плане мероприятий невероятные встречи с интереснейшими людьми оказались реальностью. Об этом я расскажу на страницах нашей газеты чуть позже в серии статей.
«РИА Новости» занимает внушительное современное здание по Зубовскому бульвару, 4 — можно сказать, в самом центре Москвы. Несмотря на то, что никто из администрации так и не назвал нам точного количества сотрудников этого учреждения (по нашим подсчетам, их больше тысячи), некоторые цифры мы все же узнали. Например, в отделе новостей работают около 200 человек, на агентство трудятся 150 фотографов и операторов, масса спецкоров работает в российских регионах, ближнем и дальнем зарубежье. Интернет-странички новостей обновляются чуть ли не каждую минуту, а иностранные отделы оперативно переводят их на десятки языков. Корпункты «РИА Новости» расположены по всему миру, оттуда непрерывно поступает информация, которая тут же редактируется, проверяется на достоверность и выкладывается на сайте (литредакторов в штате нет — их обязанности выполняют редакторы и корректоры). Естественно, все это требует мощной технической базы — мы смогли лично убедиться в том, что москвичи используют в работе новейшее оборудование и новейшие компьютерные технологии. Кажется, что множество комнат и длинных коридоров-переходов — это внутренности какого-то организма, где каждая деталь — от электронных часов на стене до висящих через каждые три метра мониторов с бегущими новостийными лентами на разных языках — выполняет свою важную функцию. Я ни разу не видел праздношатающихся людей: все были чем-то заняты, куда-то торопились с бумагами или сидели, сосредоточенно уткнувшись в экраны компьютеров. Здесь не поскупились на удобные рабочие места, современные интерьеры в стиле «хай-тек» и стоящие тут и там автоматы с бесплатным чаем и кофе: только работай, народ, делай все качественно и профессионально, лучше всех! И делают.
Если говорить о зарплатах сотрудников агентства, то непосвященный человек может быть шокирован — оплата труда колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Однако, чтобы подробно объяснить соотношение заработков у нас и в Москве, мне не хватит и двух газетных полос. Для этого нужно проанализировать уровень жизни москвичей, их доходов, цену потребительской корзины и сравнить эти цифры с нашими — а это просто несравнимо!
(Очень быстро:
1 доллар по курсу — около 27 руб.
Проезд в метро — 15 руб.;
бутылка «Кока-колы» 1 л — 25 руб.;
бензин А-95 1 л — 20 руб.;
перекусить в кафе — 500-700 руб.;
билет в театр «Современник» — 5000 руб.;
аренда однокомнатной квартиры в непрестижном районе — от 12000 руб.)

Приведу лишь один пример. Агентство разместило объявление о наборе на работу операторов мониторинга новостей — в их обязанности входит просмотр около десятка сайтов, свежие новости с которых просто сбрасываются в базу данных, даже без предварительной обработки. Работа, в общем-то, непыльная. Оклад — 800 долларов. За месяц, пока висели объявления, никто ни разу не позвонил: для Москвы это слишком низкая зарплата …
Но вернемся в «РИА Новости».
Юрий КУЗНЕЦОВ, заместитель главного редактора:
«Конечно, кроме нашего информационного агентства, можно отметить и два других, созданных ранее — это ИТАР-ТАСС и Интерфакс. Первое еще в советское время было вообще единственным информационным монополистом на территории СССР. Когда создавалось Российское агентство международной информации «РИА Новости», в ИТАР-ТАСС сильно забеспокоились, но мы договорились с ними не мешать друг другу — они занимают по-прежнему главенствующую позицию в плане приоритетного получения информации, а мы ее уже распределяем по регионам и доносим во все уголки мира. Но все равно, если сравнивать возможности ИТАР-ТАСС, Интерфакса и «РИА Новости», те существенно отстают от нас, особенно в техническом плане и в скорости обработки и дальнейшего транзита новостей.
Кроме работы с новостями и аналитикой, мы регулярно проводим конференции, «круглые столы», организуем различного рода выставки и поддерживаем значимые на государственном уровне мероприятия, что, несомненно, добавляет агентству рейтинг.
Важным отличием от других российских информагентств является работа отделов иностранных языков, которые решают практически любые вопросы, связанные с переводами. В этой области мы являемся лидерами среди информеров России.
Раскрою некоторые маленькие секреты, помогающие нам эффективно работать. Во-первых, все поступающие к нам на работу проходят специальные тесты, которые помогают определить общий уровень эрудиции журналиста или редактора. Кругозор наших сотрудников должен быть достаточно широким, чтобы они имели возможность оценить и распознать суть новости любого новостийного слоя — будь то политика, экономика, культура или спорт. Конечно, у нас есть журналисты с узкой специализацией, но зачастую та или иная новость попадает в другие руки — вот тут-то и нужно оперативно понять ее значимость и принять правильное решение.
Огромное значение мы придаем емкому и информативному заголовку. Специфика и скорость просмотра Интернет-сайтов пользователями такова, что только броский и максимально информативный заголовок сможет привлечь их внимание и заставить до конца прочесть весь текст».
Светлана МИРОНЮК, главный редактор:«Конечно, этот пресс-тур мы организовали не без «корыстных» интересов — мы хотим наладить тесное сотрудничество с украинскими СМИ и организовать постоянный информационный обмен. Обязательно нужно, чтобы все возникающие между нашими странами вопросы могли быть прокомментированы и разъяснены чиновниками и функционерами требуемого уровня. Многие люди так до конца и не понимают сути происходящих в наших странах процессов, запутавшись в массе информации, подаваемой СМИ. Надеюсь, что организованные нами встречи помогут вам донести до ваших читателей истинное положение вещей в русско-украинских отношениях, не преломляя их в политических призмах. Вы встретитесь с интересными людьми, которым сможете задать вопросы и обязательно получить на них ответы. В конечном итоге все это поможет привести к еще большей прозрачности отношений между Украиной и Россией и открытости наших диалогов».
Никто из них не кривил душой — так все и было! Были встречи, были жаркие споры и спокойные обсуждения… И обо всем этом читайте в следующих номерах «Вечернего Харькова».