27-28 октября в помещениях Национальной юракадемии им. Ярослава Мудрого и Экономического университета прошла всеукраинская научно-практическая конференция «Инновационное развитие Украины: научное, экономическое и правовое обеспечение», организованная более чем десятком вузов, министерств и академических учреждений.

В зависимости от того, где и как создавалась основная доля ВВП, производительные силы нынешних промышленных государств относятся к определенным технологическим укладам: первый — мануфактуры, текстильное и швейное производство, второй — связан с созданием и эксплуатацией транспортной инфраструктуры. В третьем укладе производство сконцентрировано в металлургической и химической отраслях, в четвертом — в военно-промышленном комплексе и производстве синтетических материалов, а пятый — это перенос точки приложения усилий в информационную и коммуникационную сферы. Сегодня мир уверенно вступает в шестой технологический уклад (нанотехнологии, аэрокосмическая промышленность, нетрадиционные источники энергии), а на горизонте у него уже маячит седьмой, т.е. овладение термоядерной энергией.
Если говорить об Украине, то она застряла в третьем-четвертом и лишь начинает осваивать пятый — область информационных и коммуникационных технологий. На Украине 60% ВВП относится к третьему и 35% — к четвертому технологическому укладу. Доля же продукции высших технологических укладов составляет 4% для пятого и 0,1% — для шестого! Рост украинского ВВП за счет введения новых технологий оценивается всего в 0,7%, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 60% и даже 90%.
Казалось бы, инвестиции опережающими темпами должны идти в высшие уклады. Но этого нет. Инвестиционная стратегия оказывается такой, что 75% капиталовложений направляются в низший, 3-й уклад, а в 6-й идет всего 0,5%!
Это и есть та структура, необходимость реформирования которой обосновывалась в докладе академика В.П. Семиноженко. Понятно, что господство третьего уклада в экономике одновременно означает и наличие у него мощнейшего лобби во всех уровнях власти. Понятно и то, что «свежему» украинскому капиталу пока кажется разумным быстро себя умножать — добывать «короткие деньги» и бояться любых долгосрочных перспектив.
На конференции обсуждались возможности и пути совершения структурной революции путем смены стратегии развития украинской экономики — перевода ее на рельсы инновационного развития.
Что такое «инновационное развитие»? В Германии, например, новый товар на потребительском рынке держится в среднем полгода. Через полгода на смену ему приходит другой, более функциональный, более экологичный, более экономичный, менее ресурсоемкий и т. д., а прежний из продажи исчезает. «Ну и что здесь такого? — скажет кто-то. — Капитализм с самого начала своего развития шел по пути инновационного поиска и внедрения его результатов». Но механизмы поиска и внедрения на разных этапах развития капитализма были разными. До эпохи «информационного взрыва» единичный человеческий ум мог охватить очень многое, а потому и поиск, и внедрение могли с достаточно высокой эффективностью идти «самотеком», т.е. фактически — случайным образом. Хотя и тогда существовала практика «мозговых штурмов» для решения внезапно возникающих проблем. Гении прогресс двигают, конечно, но только иногда. Да и возможности единичного, даже большого ума достигли своего предела, новациям стало слишком трудно «прокладывать себе дорогу», «выживать». Для сохранения динамики развития на Западе стали создавать специальные структуры, ищущие, отбирающие и продвигающие инновации. Особенность этого процесса — отсутствие гарантий прибыли «в конце тоннеля». Поэтому такие структуры представляют собой или зону особо рискованного бизнеса, требующего специальных подходов для обеспечения своей конечной прибыльности, или сферу
господдержки.
На Западе есть и то и другое. На Украине же ни того ни другого нет. Поэтому речь идет о создании такой экономической и правовой среды, в которой движение инноваций было бы облегчено на всех стадиях — от идеи и до промпроизводства. Это-то и есть предмет обсуждения конференции во всех его разнообразных аспектах.
Собственный опыт Украины в этом отношении скорее отрицательный, чем положительный, но он таков, что компрометирует не инновационную деятельность, а власть. Несколько лет назад были созданы правовые и налоговые предпосылки для существования специальных экономических зон и технопарков, были созданы и вполне успешно заработали и сами зоны, и технопарки, но правительством Тимошенко все это было ликвидировано под вполне благовидным лозунгом борьбы с налоговыми льготами в целях наполнения госбюджета. То есть «получилось как всегда» — налоговые поступления от СЭЗ и технопарков упали.
Харьков — родина идей регионального развития. Поэтому не удивительно, что именно харьковскими учеными был разработан пилотный проект региональной инновационной системы. Как сообщил участникам конференции заместитель директора северо-восточного научного центра профессор П.Т. Бубенко, 6 октября Кабмин принял постановление о его реализации. Реализация «пилота» поручена Харьковской ОГА совместно с рядом соответствующих министерств и ведомств. Это постановление дает некоторую надежду на то, что давно назревшая структурная революция в украинской экономике, наконец-то, начнется.
И начнется с Харькова.