Харьковчанке, участвовавшей в застройке Салтовки, Алексеевки и Рогани, 22 ноября исполнилось 75 лет.

Бывший начальник управления капитального строительства горисполкома рассказала «Вечернему Харькову», как застраивался город в последние годы перед перестройкой.

Родилась под «производственной» звездой


В детстве маленькая Валя хорошо училась в школе и мечтала стать геологом – так нравились ей красивые камни – или врачом, который помогает людям. Но в жизни Валентины Донец уже всходила «производственная» звезда.

– Мне с детства давались точные науки: математика, физика, – признается Валентина Донец. – Учитель математики как-то заметил: с такими способностями лучше идти только в технический вуз.

Валентина так и сделала – поступила в Харьковский институт инженеров транспорта. По окончании вуза работала транспортно-дорожным мастером дистанции пути Приволжской железной дороги. А в 1963 году, когда семья вернулась в Харьков, влилась в строительную сферу, поступив на должность инженера в управление капитального строительства Харьковского горисполкома. Проработав в УКС на разных должностях, в том числе и его руководителем, в течение 35 лет, Валентина Васильевна вышла на пенсию в 1998-м, когда ей был 61 год.

За время ее работы в УКС в Харькове появились целые микрорайоны. В принципе, свои нынешние очертания город приобрел во многом благодаря стараниям и умениям инженера, а затем и начальника УКС Валентины Донец. Она участвовала в планировании направления развития города, 24 года была членом градостроительного совета.

Сегодня пенсионерка занимается любимым делом – вышивает иконы и картины (большую часть уже успела раздарить друзьям и знакомым). Ее двухкомнатная квартира давно уже напоминает небольшую галерею. А в 1970–1990-х годах прошлого столетия она «ткала» узоры целых жилмассивов.

От инженера до начальника управления за десять лет


Как признается Валентина Васильевна, принимать сложные решения и быстро реагировать на нестандартные ситуации она научилась, будучи еще инженером технического надзора в УКС, в должности которого проработала шесть лет.

– Это была серьезная школа, – вспоминает ветеран труда. – Вырыли котлован – а там кабель или вода. Чтобы не сорвать строительство, нужно в срочном порядке исправлять ситуацию, организовывать соответствующие службы и проектные организации.

В этом плане наиболее сложным объектом для молодого инженера оказалась станция переливания крови на ул. Клочковской, где нужно было не только возвести основной корпус, но и ряд других объектов, в том числе котельную, прачечную и т. д.

– На этом объекте я прошла свое боевое крещение как инженер, – улыбается Валентина Васильевна.

В 1970-х годах объемы жилищного строительства в Харькове выросли в несколько раз.

– До того как в 1958 году создали УКС, застройщиками были в основном предприятия Харькова, – рассказывает специалист. – Но когда объемы строительства резко возросли, появилась необходимость в нашем управлении.

В старом городе места для строительства жилья не хватало. Поэтому проектировщики стали осматривать окраины, где Первая столица и начала вскоре застраиваться целыми массивами. А Валентина Донец соответственно сначала получила под свое руководство технический отдел УКС, а в 1974 году стала главным инженером предприятия.

Микрорайонов в городе могло быть больше


В те годы на плечи молодой женщины легла ответственность за строительство целого города. Управление отвечало за все: на каком массиве начинать работу, какими будут сроки строительства, как отвести земли под застройку. Ежегодно УКС должно было вводить в эксплуатацию 350 тысяч квадратных метров жилья. Капитальные вложения, которые выделял Кабмин, составляли 131 млн рублей в год.

– Нам надо было обеспечивать площадки, документацию и сети на 75–77 домов в год, – приводит цифры специалист. – Каждый месяц мы сдавали по 6–7 домов, ежегодно по 3–4 школы и по 10 детских садов. Объемы были колоссальные. Эту работу мы проводили вместе с проектными организациями и городскими службами. При этом приходилось постоянно решать, в какую сторону расширять город: Алексеевки, Северной Салтовки или Рогани.

Когда на Салтовке не осталось свободных земель, пришлось принимать нестандартные решения: переселять воинскую часть или животноводческую ферму, сносить сады. Когда Харьков расширился за счет Салтовского и Роганского жилмассивов, в 1985-м начал застраиваться район Северной Салтовки, и при этом продолжался намыв новых площадок для строительства.

– Там, где сейчас супермаркет «Караван» на Салтовке, мы намывали землю под жилой микрорайон и даже оформили отвод, но вот застроить не успели, – сетует Валентина Васильевна. – Еще была начата разработка проектной документации на застройку жилого массива Флоринка за Алексеевкой, но и ему не суждено было появиться. Там теперь супермаркеты «Країна», «Метро» и др.

«Чешки» – наших рук дело


Начальником УКС Валентина Донец стала в 1994 году. К этому времени темпы строительства в городе упали до минимума, поскольку средств выделялось мало. Приходилось организовывать работу подрядчиков практически без денег. Но и в 1990-х управление смогло обеспечить окончание строительства детской больницы на Салтовском шоссе, строительство поликлиники с бассейном, школы на Салтовке и других объектов. В основном же УКС занималось реконструкцией дорог, прокладкой троллейбусной линии в Рогань, благоустройством новых станций метро. Строительный бум в Харькове затих.
Во времена массового строительства против панельной застройки высказывались немало именитых архитекторов. Но Валентина Донец отмечает, что домостроительный комбинат выпускал 3–4 типа крупнопанельных домов, и в УКС старались, чтобы все они были представлены в возводимом микрорайоне. При этом многие проекты разрабатывались именно харьковскими специалистами.

– Когда сегодня я вижу объявление «продаю чешку», меня это раздражает, – негодует специалист. – Какая же это «чешка», если это наша разработка. Да, в планировке панельных домов, может, кое-что нужно было изменить. Но мы действовали в рамках нормативов, которые не мы устанавливали.

А главным аргументом в защиту массовой застройки Валентина Васильевна считает то, что жильем, пусть и типовым, были обеспечены десятки тысяч харьковчан.