У нас на работе отношения между коллегами как в серпентарии. Как разрулить ситуацию, когда люди раздражаются буквально от ерунды? Татьяна

Кто самый красивый и умный?


– Конфликты на работе могут возникать в борьбе за неформальное влияние, управление и власть, – считает заведующая областным центром практической психологии и социальной работы Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования, психолог-методист Елена Маринушкина. – А еще в коллективе всегда происходит спор «кто из нас самый-самый»: самый красивый, самый умный, самый исполнительный.

Конфликты могут возникать при столкновении интересов. У всех разные цели: одному нужна работа, чтобы дружить, другой ходит в офис, чтобы сделать карьеру, показать начальству «товар лицом» и дерзать день-деньской. Первый будет без умолку трещать о личном, комментировать свои походы по магазинам и хаять супруга. Другого бесконечное щебетание, перелистывание страниц журналов и сбор средств на вечеринки будет доводить до безумия.

Недоразумения могут возникать и по мелочам


Камнем преткновения может стать что угодно: кто-то смертельно боится сквозняков, кто-то забывает помыть чашку, а кого-то откровенно мутит от «благоухания» вечно немытого коллеги. Мало того на работе всегда найдется унылая личность, которая сочтет своим долгом стать вашим наставником. Зануда будет сопровождать каждое ваше телодвижение «дельным» советом и подробными рекомендациями на будущее. Не исключено, что в коллективе найдется и ухажер, который весь день будет пялиться на вас.

В каждом коллективе полно своих нюансов. В женском обществе, например, от зорких глаз не замаскируешься и шуточками не отделаешься. Здесь всегда заприметят неудачно выщипанные брови, лишние килограммы и отсутствие мужа.

Главное – спокойствие и дипломатия


Все мы разные, но раз уж вынуждены сосуществовать на одной территории, так или иначе придется друг к другу притираться. У каждого коллектива и у каждого человека есть свои ценности и правила. Чтобы офис не превратился в террариум, стоит освоить несколько дипломатических тонкостей. Обидевшись на коллегу, глупо дуться или принимать эффектные позы великомученика. Бесполезно также дожидаться, что коллеги все бросят и начнут ломать голову: «Отчего же это у нашей Маруси такая кислая физиономия?». Вместо трагических спектаклей типа «Я очень обиделся» психолог советует расставить все точки над «i» и вслух проговорить условия.

– Не стоит думать, что рабочие ссоры разрешатся сами собой, а источник конфликта догадается, что является для кого-то проблемой. Чтобы выстроить отношения, нужно уметь договариваться. Например, открывать окно или включать музыку лучше тогда, когда человека, которому это мешает, не будет на рабочем месте, – подсказывает психолог. – Если коллега задыхается от чьих-то парфумов, договориться не пользоваться на работе такими духами. Многих бесит, когда коллеги пользуются их вещами, например пьют чай из их чашек. Это тоже нужно проговаривать. Всегда нужно помнить, что все мы разные, принимать потребности других и определять пространство для каждого, оговаривая правила в корректном тоне.

К скандалистам лучше относиться с сочувствием


Что касается хронических скандалистов, Елена Маринушкина советует проанализировать, чего они, собственно, добиваются конфликтами. Возможно, они жаждут признания, а может, просто хотят привлечь к своей персоне внимание.

– На самом деле они не знают, как сделать свою жизнь насыщенной эмоциями. В их житейском сценарии есть всего два варианта: ругань или откровенная скука, – говорит специалист.

А чтобы не дать скандалисту испить вашей кровушки, психолог рекомендует не принимать его выпады близко к сердцу и относиться к нему как к тяжело больному – с глубочайшим сочувствием.